Падение продаж заставило аукционные дома менять стратегию, Brexit и волна терактов ударили по ярмаркам, онлайн-платформы громко заявляют о себе — что еще лихорадило арт-рынок в уходящем году
Лучшее на рынке 2016 г.: вырезанная из цельного куска мрамора романтическая скульптура Огюста Родена "Вечная весна". Сourtesy of Sotheby's
Уходящий год оказался непростым для рынка искусства. Аукционным домам пришлось серьезно скорректировать стратегию работы, а также привыкнуть к тому, что коллекционеры стараются избегать необдуманных покупок и предпочитают инвестировать только в надежные активы. Тем временем онлайн-платформы по продаже искусства расширяют свое присутствие на рынке. Мы составили список самых заметных событий и трендов на художественном рынке в 2016 году.
Резкое падение продаж
По сравнению с предыдущим годом, когда аукционные дома добились головокружительных результатов, которые многие аналитики арт-рынка справедливо посчитали неустойчивыми, суммарные продажи в этом году были значительно хуже. Нестабильность на финансовых рынках, падение цен на нефть и неустойчивая политическая ситуация на Ближнем Востоке и в США привели к тому, что владельцы произведений искусства стали действовать очень осторожно, теперь они готовы продавать их только в случае крайней необходимости. В результате аукционные дома повысили свои комиссионные и изменили их структуру, чтобы увеличить маржу и выжать больше прибыли из среднего и верхнего сегментов рынка. Christie’s и Sotheby’s, кроме того, сократили гарантии на топ-лоты, служащие эффективным, но дорогим способом привлечь на торги шедевры. Из обеих фирм ушло и было уволено значительное число сотрудников. В отличие от них, Phillips, наоборот, стал чаще использовать гарантии и продолжил нанимать персонал. Успешные ноябрьские аукционы импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства в Нью-Йорке вернули рынку уверенность.
Серьезные перемены в Sotheby’s
На протяжении всего года Sotheby’s находился в центре внимания. Началось с сенсационной покупки аукционным домом консалтингового агентства Art Agency, Partners (AAP), которым руководит бывшая сотрудница Christie’s Эми Каппеллаццосовместно с Адамом Чинном и Алланом Шварцманом. Сделка в $85 млн обеспечила Sotheby’s обширной базой потенциальных клиентов и продемонстрировала его интерес к расширению круга своих услуг и включению в их число консалтинга и брокерской деятельности. В июле крупнейшая в Китае компания по страхованию жизни, возглавляемая Чэнь Дуншэном, купила 13,5% акций Sotheby’s и стала самым крупным индивидуальным инвестором аукционного дома.
Лучшее на рынке 2016 г.: трехдюймовая уорхоловская Мэрилин Монро работы Ричарда Петтибоуна. Christie's. The official Instagram account
Последствия Brexit и терроризма
Многие считают, что арт-рынок не зависит напрямую от финансовых кризисов и изменений в экономике, однако в этом году все было иначе. Когда в июне Великобритания проголосовала за выход из Европейского Союза, у игроков арт-рынка это событие вызвало серьезную тревогу, в том числе относительно дальнейшей политики в области налогов на импорт, НДС и прав художников на перепродажу произведений искусства. В то же время посещаемость таких крупных европейских художественных ярмарок, как Art Brussels и TEFAF, в 2016 году заметно снизилась, поскольку многие американские коллекционеры предпочли остаться дома из-за прокатившейся по Европе волны терактов. Запуск заокеанской версии ярмарки TEFAF в Нью-Йорке вкупе со все более насыщенным мировым календарем художественных ярмарок вынуждает организаторов ярмарок и галеристов в Европе работать вдвое активнее, чтобы сохранить свой бизнес. Наконец, последствия шока и раскола в американском обществе, вызванного победой Дональда Трампа на президентских выборах в США, еще только предстоит оценить.
Фрэнсис Аутред, глава отдела послевоенного и современного искусства Christie’s
Для меня выдающимся событием 2016 года стало открытие Музея современного искусства Сан-Франциско — здания, сконструированного с учетом того, что его главной функцией является демонстрация искусства, что редкость в сегодняшнем художественном мире. Это выражается не только в его структуре, но и в качестве представленных там работ. Сочетание превосходной коллекции Фишера с произведениями искусства, переданными в дар более чем 200 коллекционерами со всего мира, легло в основу институции, способной составить конкуренцию ведущим музеям. И это лишь один из множества эпизодов моей замечательной поездки по Западному побережью США этой весной. Среди других впечатлений — бурно развивающаяся художественная сцена Сан-Франциско, продолжающееся становление Лос-Анджелеса как художественной столицы с его Музеем Брод, с новой галереей Hauser & Wirth и множащимися мастерскими художников — все эти факторы сейчас оживляют художественный ландшафт Западного побережья. Там же мне выпала честь присутствовать на обеде в построенной по проекту Джона Лотнера «Хемосфере» — одном из величайших зданий середины ХХ века.
Нази Вазех, генеральный директор ярмарки Masterpiece, Лондон
Ярмарка Masterpiece-2016 состоялась всего через несколько дней после Brexit. Тогда я не была уверена, придет ли на нее вообще кто-нибудь, и переживала из-за того, что возникшая неопределенность может повлиять на успех ярмарки. Но беспокоиться не стоило: на самом деле часто эффект был даже положительным. Из-за курса валют коллекционеры покупали работы куда стремительнее, чем в предыдущие годы, — экспоненты рассказывали о высоком уровне продаж уже в первые часы после открытия ярмарки. Если анализировать эту ситуацию с точки зрения рационализма, то становится очевидно, что в период нестабильности на финансовых рынках коллекционеров нередко более привлекают материальные активы — вещественные ценности, которые можно найти, например, на Masterpiece.
Споры об онлайн-платформах
Широко обсуждаемые результаты отчета Hiscox рисуют положение дел в сфере онлайн-торговли искусством в розовом свете: согласно представленным данным, в 2015 году этот рынок вырос на 24% до $3,3 млрд. Однако процветание ярмарок и других художественных мероприятий (например, тех, что проводит в таких городах, как Буэнос-Айрес, группа MCH, которой принадлежит Art Basel) и кажущийся неудержимым бурный рост крупнейших галерей (здесь можно привести в пример лос-анджелесскую Hauser Wirth & Schimmel или лондонскую Almine Rech) наводят на мысли о том, что у онлайн-модели есть свои ограничения, о которых ее поборники предпочитают не распространяться. В конце концов, художественный мир по-прежнему остается рынком, который держится на опыте и репутации конкретных людей.
Лучшее на рынке 2016 г.: «Ганнибал» (1982) Жан-Мишеля Баскиа. Картина ушла на Sotheby’s за £9,3 млн (£10,6 млн с комиссией, эстимейт £3,5–4,5 млн). Courtesy of Sotheby’s
Охота на наследие выдающихся художников
В этом году покупатели искусства были менее оптимистичны. Многие из них предпочитали не приобретать произведения молодых и модных художников, цены на которые пошатнулись с появлением первых симптомов неустойчивости рынка. Променяв бешеную прибыль на стабильность, покупатели теперь делают ставку на художников прошлого, в том числе недооцененных. Почувствовав эти перемены, галереи воспользовались случаем и начали охоту за наследием покойных мастеров, которые кажутся им коммерчески перспективными. Среди недавних приобретений — наследие Аршиля Горки, теперь принадлежащее Hauser & Wirth, и корпус работ Ли Краснер, доставшийся Paul Kasmin Gallery.
Сложности на рынке антиквариата
Торговля антиквариатом переживает трудные времена. Как показали декабрьские аукционы дизайна, спрос на современную мебель, мебель в стиле модерн и витражи Тиффани по-прежнему растет, а вот рынок европейского антиквариата продолжает проседать и, по некоторым оценкам, уже снизился на 50%. О резком падении свидетельствует тот факт, что если в 2007 году Sotheby’s выручил в этом сегменте $120 млн, то в этом году его суммарная выручка снизилась до $20,5 млн. Вкусы, как и образ жизни, коренным образом изменились. Клиенты больше не хотят обустраивать у себя дома отдельные столовые и рабочие кабинеты, что избавляет их от необходимости приобретать соответствующую мебель определенной эпохи. То, что осталось от этого рынка, живет не за счет знатоков-коллекционеров, а за счет декораторов, которые выбирают максимум 10 антикварных предметов на 20 комнат, то есть затраты на покупку антиквариата составляют не более 10% бюджета декоратора. Есть опасения, что через некоторое время некому будет объяснить клиентам, как распознать отличный набор стульев в стиле «чиппендейл», и нельзя будет найти реставраторов и позолотчиков, способных отреставрировать их.
Лучшее на рынке 2016 г.: вырезанная из цельного куска мрамора романтическая скульптура Огюста Родена "Вечная весна". Сourtesy of Sotheby's
Уходящий год оказался непростым для рынка искусства. Аукционным домам пришлось серьезно скорректировать стратегию работы, а также привыкнуть к тому, что коллекционеры стараются избегать необдуманных покупок и предпочитают инвестировать только в надежные активы. Тем временем онлайн-платформы по продаже искусства расширяют свое присутствие на рынке. Мы составили список самых заметных событий и трендов на художественном рынке в 2016 году.
Резкое падение продаж
По сравнению с предыдущим годом, когда аукционные дома добились головокружительных результатов, которые многие аналитики арт-рынка справедливо посчитали неустойчивыми, суммарные продажи в этом году были значительно хуже. Нестабильность на финансовых рынках, падение цен на нефть и неустойчивая политическая ситуация на Ближнем Востоке и в США привели к тому, что владельцы произведений искусства стали действовать очень осторожно, теперь они готовы продавать их только в случае крайней необходимости. В результате аукционные дома повысили свои комиссионные и изменили их структуру, чтобы увеличить маржу и выжать больше прибыли из среднего и верхнего сегментов рынка. Christie’s и Sotheby’s, кроме того, сократили гарантии на топ-лоты, служащие эффективным, но дорогим способом привлечь на торги шедевры. Из обеих фирм ушло и было уволено значительное число сотрудников. В отличие от них, Phillips, наоборот, стал чаще использовать гарантии и продолжил нанимать персонал. Успешные ноябрьские аукционы импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства в Нью-Йорке вернули рынку уверенность.
Серьезные перемены в Sotheby’s
На протяжении всего года Sotheby’s находился в центре внимания. Началось с сенсационной покупки аукционным домом консалтингового агентства Art Agency, Partners (AAP), которым руководит бывшая сотрудница Christie’s Эми Каппеллаццосовместно с Адамом Чинном и Алланом Шварцманом. Сделка в $85 млн обеспечила Sotheby’s обширной базой потенциальных клиентов и продемонстрировала его интерес к расширению круга своих услуг и включению в их число консалтинга и брокерской деятельности. В июле крупнейшая в Китае компания по страхованию жизни, возглавляемая Чэнь Дуншэном, купила 13,5% акций Sotheby’s и стала самым крупным индивидуальным инвестором аукционного дома.
Лучшее на рынке 2016 г.: трехдюймовая уорхоловская Мэрилин Монро работы Ричарда Петтибоуна. Christie's. The official Instagram account
Последствия Brexit и терроризма
Многие считают, что арт-рынок не зависит напрямую от финансовых кризисов и изменений в экономике, однако в этом году все было иначе. Когда в июне Великобритания проголосовала за выход из Европейского Союза, у игроков арт-рынка это событие вызвало серьезную тревогу, в том числе относительно дальнейшей политики в области налогов на импорт, НДС и прав художников на перепродажу произведений искусства. В то же время посещаемость таких крупных европейских художественных ярмарок, как Art Brussels и TEFAF, в 2016 году заметно снизилась, поскольку многие американские коллекционеры предпочли остаться дома из-за прокатившейся по Европе волны терактов. Запуск заокеанской версии ярмарки TEFAF в Нью-Йорке вкупе со все более насыщенным мировым календарем художественных ярмарок вынуждает организаторов ярмарок и галеристов в Европе работать вдвое активнее, чтобы сохранить свой бизнес. Наконец, последствия шока и раскола в американском обществе, вызванного победой Дональда Трампа на президентских выборах в США, еще только предстоит оценить.
Фрэнсис Аутред, глава отдела послевоенного и современного искусства Christie’s
Для меня выдающимся событием 2016 года стало открытие Музея современного искусства Сан-Франциско — здания, сконструированного с учетом того, что его главной функцией является демонстрация искусства, что редкость в сегодняшнем художественном мире. Это выражается не только в его структуре, но и в качестве представленных там работ. Сочетание превосходной коллекции Фишера с произведениями искусства, переданными в дар более чем 200 коллекционерами со всего мира, легло в основу институции, способной составить конкуренцию ведущим музеям. И это лишь один из множества эпизодов моей замечательной поездки по Западному побережью США этой весной. Среди других впечатлений — бурно развивающаяся художественная сцена Сан-Франциско, продолжающееся становление Лос-Анджелеса как художественной столицы с его Музеем Брод, с новой галереей Hauser & Wirth и множащимися мастерскими художников — все эти факторы сейчас оживляют художественный ландшафт Западного побережья. Там же мне выпала честь присутствовать на обеде в построенной по проекту Джона Лотнера «Хемосфере» — одном из величайших зданий середины ХХ века.
Нази Вазех, генеральный директор ярмарки Masterpiece, Лондон
Ярмарка Masterpiece-2016 состоялась всего через несколько дней после Brexit. Тогда я не была уверена, придет ли на нее вообще кто-нибудь, и переживала из-за того, что возникшая неопределенность может повлиять на успех ярмарки. Но беспокоиться не стоило: на самом деле часто эффект был даже положительным. Из-за курса валют коллекционеры покупали работы куда стремительнее, чем в предыдущие годы, — экспоненты рассказывали о высоком уровне продаж уже в первые часы после открытия ярмарки. Если анализировать эту ситуацию с точки зрения рационализма, то становится очевидно, что в период нестабильности на финансовых рынках коллекционеров нередко более привлекают материальные активы — вещественные ценности, которые можно найти, например, на Masterpiece.
Споры об онлайн-платформах
Широко обсуждаемые результаты отчета Hiscox рисуют положение дел в сфере онлайн-торговли искусством в розовом свете: согласно представленным данным, в 2015 году этот рынок вырос на 24% до $3,3 млрд. Однако процветание ярмарок и других художественных мероприятий (например, тех, что проводит в таких городах, как Буэнос-Айрес, группа MCH, которой принадлежит Art Basel) и кажущийся неудержимым бурный рост крупнейших галерей (здесь можно привести в пример лос-анджелесскую Hauser Wirth & Schimmel или лондонскую Almine Rech) наводят на мысли о том, что у онлайн-модели есть свои ограничения, о которых ее поборники предпочитают не распространяться. В конце концов, художественный мир по-прежнему остается рынком, который держится на опыте и репутации конкретных людей.
Лучшее на рынке 2016 г.: «Ганнибал» (1982) Жан-Мишеля Баскиа. Картина ушла на Sotheby’s за £9,3 млн (£10,6 млн с комиссией, эстимейт £3,5–4,5 млн). Courtesy of Sotheby’s
Охота на наследие выдающихся художников
В этом году покупатели искусства были менее оптимистичны. Многие из них предпочитали не приобретать произведения молодых и модных художников, цены на которые пошатнулись с появлением первых симптомов неустойчивости рынка. Променяв бешеную прибыль на стабильность, покупатели теперь делают ставку на художников прошлого, в том числе недооцененных. Почувствовав эти перемены, галереи воспользовались случаем и начали охоту за наследием покойных мастеров, которые кажутся им коммерчески перспективными. Среди недавних приобретений — наследие Аршиля Горки, теперь принадлежащее Hauser & Wirth, и корпус работ Ли Краснер, доставшийся Paul Kasmin Gallery.
Сложности на рынке антиквариата
Торговля антиквариатом переживает трудные времена. Как показали декабрьские аукционы дизайна, спрос на современную мебель, мебель в стиле модерн и витражи Тиффани по-прежнему растет, а вот рынок европейского антиквариата продолжает проседать и, по некоторым оценкам, уже снизился на 50%. О резком падении свидетельствует тот факт, что если в 2007 году Sotheby’s выручил в этом сегменте $120 млн, то в этом году его суммарная выручка снизилась до $20,5 млн. Вкусы, как и образ жизни, коренным образом изменились. Клиенты больше не хотят обустраивать у себя дома отдельные столовые и рабочие кабинеты, что избавляет их от необходимости приобретать соответствующую мебель определенной эпохи. То, что осталось от этого рынка, живет не за счет знатоков-коллекционеров, а за счет декораторов, которые выбирают максимум 10 антикварных предметов на 20 комнат, то есть затраты на покупку антиквариата составляют не более 10% бюджета декоратора. Есть опасения, что через некоторое время некому будет объяснить клиентам, как распознать отличный набор стульев в стиле «чиппендейл», и нельзя будет найти реставраторов и позолотчиков, способных отреставрировать их.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/3938/
Комментариев нет:
Отправить комментарий