В Третьяковской галерее до 19 февраля — выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» — 42 работы самых известных живописцев Италии XII-XVIII веков. Forbes Life посчитал, во сколько коллекция обошлась Папам и что стоило привезти выставку в Москву.
Идея обменных выставок между ватиканскими музеями и Третьяковской галереей возникла в верхах: на встрече президента Путина с Папой Франциском. А затем уже подключились Министерство культуры РФ и Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».
Музеи Ватикана занимают в мировом рейтинге посещаемости, составленным The Artnewspaper, четвертую строчку, идут ноздря в ноздрю с такими гигантами мировых столиц как Лувр, Британский музей и Метрополитен-музей. Римские Папы были щедрыми заказчиками и отлично разбирались в искусстве. Отборное собрание шедевров кормит Ватикан: в 2006 году, например, музейная прибыль составила $65 млн.
Сколько стоят гастроли исторической живописи
Не считая расходов на подготовку выставки и подготовку картин, первой серьезной статьей трат считает транспортировка картин. Хотя Третьяковская галерея не называет цифры, они известны: по оценкам специалистов, перевезти работы для выставки уровня Roma Aeterna обходится в €200-400 000. Картины специально упаковывают, заказывают спецтранспорт и охрану на всем пути следования. Часто для каждой картины нанимают отдельного курьера-сопровождающего. На дальние расстояния ценную живопись перевозят по воздуху. Самолетов, приспособленных к перевозке крупногабаритных произведений, в мире всего несколько штук, их можно пересчитать по пальцам. Каждая картина должна быть размещена так, чтобы избежать контакта с поверхностью и любым другим грузом, чтобы соблюдалась определенная влажность и температурный режим. По сути музеи платят за воздух, за то свободное место вокруг картин.
Перед поездкой все произведения обязательно страхуют. Страховой взнос зависит от степени риска проекте, в том числе: путь картин (чем дольше дорога, тем выше риск), количество пресадок-перегрузок с одного транспорта на другой, квалификация фирмы-перевозчика, профессионализм персонала, серьезность охраны, качество упаковки. Страховая премия на крупных музейных проектах составляет сотни тысяч евро. А страховая сумма, которая рассчитывается с учетом стоимости картин — десятки и сотни миллионов еров.
Сколько тратили Папы на коллекцию
Как подсчитать расходы Ватикана времен эпохи Возрождения на оплату художникам? До 1861 года в Италии не существовало единой валюты. В архивах и мемуарах говорится о выплатах мастерам во флоринах, дукатах и скудо (скуди во множественном числе). Собственная золотая монета Флоренции, флорин, ходившая с 1252 года, весила около 3,5 грамма. В 1284 году Венеция выпустила дукат (с XVI века — цехин). Со временем дукат стал универсальной европейской высокопробной золотой монетой весом около 3,5 г. Скудо (по-итальянски «щит», с изображением гербового щита на реверсе) — аналог французских золотых монет экю. Впервые появившись в XIII веке, монета имела вес 4 грамма, но к XV веку сравнялась с флорином и дукатом, стала весить те же 3,5 г.
Какими ценовыми категориями оперировали в XV веке? Например, семья из четырех человек тратила на рыбу, мясо, хлеб, оливковое масло, вино, овощи и фрукты 30 флоринов в год. Верхняя одежда стоила 4-7 флоринов (но за роскошный кафтан, шитый золотом, портной просил 100 флоринов). Аренда дома прадеду Рафаэля Санти обходилась в год в 13 флоринов.
Художники тогда стремились получать не за отдельные заказы, а стать придворными мастерами на полном содержании с годовыми выплатами. Например, Лоренцо Гиберти получал 200 флоринов в год, Андреа Мантенья у герцогов Гонзаго — 600 (мастерская, личные апартаменты и подарки в качестве бонусов), Леонардо да Винчи во время работы в Милане — 2000 флоринов. 2000 флоринов Да Винчи — это 7 кг золота: 3,5 гр (1 флорин) умноженные на 2000 флоринов. По современному курсу покупки золота за грамм ( 2587 руб/г) — 18 млн 109 000 руб. В общем, и задолго до появления Christie's и Sothebiy's первоклассная живопись стоила немалых денег, а художники знали себе цену. Сейчас эти цены возросли в разы.
Коротко и наглядно: как выросли цены на папские заказы за 500-600 лет
Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Мелоццо да Форли (1438 – 1494), «Ангел, играющий на лютне», 1480 (2 фрески)
«Ангел, играющий на виоле», 1480
Тогда: Умбрийский мастер Мелоццо да Форли, которого часто именовали pictor papalis, то есть придворный художник Папы римского, создал композицию «Вознесение Христа» с Иисусом в окружении музицирующих ангелов для церкви Святых Апостолов. Заказчиком выступил кардинал Пьетро Риарио или Джулиано делла Ровере, будущий папа Юлий II (понтифик с 1503 по 1513). В XVIII веке композиция была уничтожена, уцелели 15 фрагментов (три из них сейчас показывают в Москве).
К XV веку расценки расценки при папском дворе устоялись: большие фресковые циклы шли за 1000 флоринов, среднего размера фреска оценивалась в 30 флоринов, а за изображение кондотьера Джованни Акуто художнику Паоло Уччелло заплатили 15 флоринов. Стоимость работ устанавливалась заказчиком, который отчаянно торговался , не желая признавать именитость и цены художника. За фрески в Сикстинской капелле Папа Сикст IV выдал Козимо Росселли, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли и Пьетро Перуджино по 250 дукатов каждому. А да Форли, вероятно, получил за роспись с ангелами около 200 флоринов, то есть по нынешнему курсу около ?7000.
Сегодня: Мелоццо да Форли на арт-рынке не встречается. Можно представить какой фурор вызовет появление оригинала, если копию XVIII века ушла на аукционе Bonham's за ?562.
Рафаэль Санти (1483 – 1520), «Вера», 1507, пределла
«Милосердие», 1507, пределла
Тогда: Еще при жизни удостоившийся эпитета divino, божественный, Рафаэль умел считать деньги. Будучи официальным художником папского двора с 1508 года, он пользовался расположением и у Юлия II, и у сменившего его папы Льва X. Ходили легенды, что за рисунки Рафаэля платят столько золотых монет, сколько помещается на листе. Если доверять письмам художника, так оно и было. Рафаэль сообщал своему дяде Симоне Чиарла следующее: «У меня есть состояние в 3 000 дукатов и доход в 50 скуди. 3 000 золотых дукатов мне назначил папа ежегодно и пожизненно за наблюдение за постройкой собора Св. Петра. За работы живописью мне платят столько, сколько я требую. За фрески для одной комнаты, заказанные опять-таки Львом, я получу 1200 дукатов. Итак, милый дядя, — вы можете мною гордиться — вы, и все мои родные, и родина».
Сегодня: Портрет Лоренцо Медичи, герцога Урбинского (1492-1519) работы Рафаэля продан на Christie’s за ?18,5 млн при оценке ?10-15 млн.
Картина «Мадонна с гвоздиками» (1506-1507 годы) до 2004 года находилась в частном собрании герцога Нортумберлендского. Национальная галерея в Лондоне сумела договориться о прямой покупке Рафаэля за ?35 млн (?22 млн пожертвований собрал сам музей, остальное добавили спонсоры).
Рекордная цена за работу Рафаэля на открытом аукционе была установлена в 2012 году на аукционе Sotheby’s, когда нарисованная углем «Голова апостола» ушла за ?29,7 млн.
В 2009 года на Christie’s продали рисунок Рафаэля «Голова музы» за ?29,2 млн.
Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо (1573 – 1610).
«Положение во гроб», ок. 1603–1604
Тогда: Именем Караваджо названо направление в искусстве барокко, но свою прижизненную славу художник получил прежде всего как знатный дебошир. Драки с цыганами и коллегами по цеху, ссоры с кредиторами, оскорбления стражей порядка и криминальный финал — непреднамеренное убийство. Скитаясь с места на место, Караваджо успевал продуктивно работать, а за картины брал приличные деньги. «Ужин в Эммаусе» (1601 год) обошелся римскому аристократу и банкиру Чириако Маттеи в 150 крон (или 370 дукатов, по нынешнему курсу около $14 248). Позднее картина находилась в коллекции кардинала Сципиона Боргезе.
На выставке в Третьяковской галерее показывают «Положение во гроб» (1603-04), написанное для капеллы Виттриче в церкви Санта Мария ин Валличелла. В 1600-е годы Караваджо запросил за свои услуги в 470 дукатов, по нынешнему курсу $20 210, (столько же он получил за «Семь дел Милосердия» для церкви Пио Монте делла Мизерикордия). В письме художника Поурбуса герцогу Мантуанскому от 15 сентября 1607 г. есть такие цифры: «Я видел здесь две прекраснейшие картины Микеланджело да Караваджо. Одна — это «Розарио» (Четки), и она выполнена как алтарная картина…за нее спрашивают не меньше, чем 400 дукатов. Другая картина средних размеров с полуфигурами «Юдифь и Олоферн». Они хотят продать ее не меньше, чем за 300 дукатов…» По документам 1600-х годов финансовые дела Караваджо шли хорошо и художник завел счет в одном из неаполитанских банков.
Сейчас: Караваджо — редкий гость торгов «Старые мастера». Онлайн-журнал theartwolf.com подсчитал, что стоимость многофигурной композиции подобной «Положению во гроб», а именно «Обращение святого Павла» и «Призвание апостола Матфея» может составлять не менее $150 млн.
Гвидо Рени (1575 – 1642)
«Святой Матфей и ангел», ок. 1620 год
Тогда: К началу XVII века такие художники, как Гвидо Рени, Гверчино, Доменикино утвердили тарифный план на картины: за изображение фигуры в полный рост они просили 100 скудо, за поясное изображение — 50, за головы — по 25 скудо. Благодаря такой системе можно определить стоимость картины с двумя полуфигурами святого и ангела —70-80 скудо, по нынешнему курсу около $341.
Сейчас: В январе 2015 года Sotheby’s две картины Гвидо Рени «Се человек» и «Спаситель мира» ушли за $269 000 и $317 000 соответственно.
Никола Пуссен (1594 – 1665)
«Мученичество святого Эразма». 1628–1629
Тогда: В 1628 году Никола Пуссен через Кассьяно дель Поццо, секретаря кардинала Франческо Барберини получил заказ на алтарный образ «Мученичество святого Эразма» для капеллы в соборе Святого Петра. С работой художник справился за год и получил 400 скуди, то есть около $17 200 по нынешнему курсу. «Мученичество святого Эразма» оставалось в соборе до XVIII века, потом его перенесли в Палаццо дель Квиринале. В ходе наполеоновских конфискаций картину вывезли в Париж, и в Рим она вернулась только в 1816 году. При папе Пие VII ее включили в состав коллекции Ватикана.
Сейчас: В 2011 году картину Пуссена «Рукоположение» продали Музею Кимбелла в Техасе за $24,3 млн. В 2012 году Кембриджский Музей Фитцуильяма и британский Art Fund в рамках программы «Шедевр нации» собрал ?3,9 млн ($5 млн) необходимые для приобретения картины Пуссена «Соборование больного» (1638 -1640).
источник: http://www.forbes.ru/forbeslife/335535-spasibo-pape-kak-rabotayut-investicii-v-iskusstvo-sdelannye-500-let-nazad
Комментариев нет:
Отправить комментарий