Синдром Стендаля – это психосоматическое расстройство.
У людей, страдающих синдромом Стендаля, наблюдаются галлюцинации и даже попытки уничтожить картину…
У людей, страдающих синдромом Стендаля, наблюдаются галлюцинации и даже попытки уничтожить картину…
Синдром Стендаля – это психосоматическое расстройство, которому подвержены люди, входящие в контакт с произведениями искусства.
на фото: Стендаль
Симптомы этого расстройства – такие, как головокружение, тахикардия, паника, потеря рассудка и даже галлюцинации – могут возникать при внимательном рассмотрении предметов искусства и исторических артефактов или из-за попыток ознакомиться с большим количеством произведений за слишком короткое время.
Проявляются в местах высокого сосредоточения предметов искусства – в музеях, картинных галереях, древних храмах или в городах с многовековой историей и архитектурой.
Нередко описанные симптомы могут возникать и при созерцании явлений природы, редких животных или невероятно красивых женщин.
Своё название синдром получил благодаря классику французской литературы Мари-Генри Бэйлю, более известному как Стендаль. Однажды, в 1817-м году молодой писатель путешествовал по Флоренции и был поражён богатым историческим и культурным наследием этого города. Когда он впервые посетил церковь Святого Креста – где похоронены Макиавелли, Микеланджело и Галилей и которая славится знаменитыми фресками Джотто – его переполнили эмоции:
“Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти – после чего всё стало бессмысленным, маленьким, ограниченным – так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей”.
из книги “Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио”
Церковь Святого Креста во Флоренции, где похоронены Макиавелли, Микеланджело и Галилей |
Спустя 160 лет, в 1970-м году доктор Грациэлла Магерини, на тот момент глава психиатрического отделения флорентийского госпиталя Санта Мария Нова, заметила, что многие туристы, посетившие Флоренцию, подвергаются панике и по нескольку дней не могут прийти в себя. Она вспомнила, что и у Стендаля были похожие симптомы, и назвала это состояние “синдромом Стендаля”.
Конечно, Стендаль был не первым человеком, которого потрясла красота Флоренции – колыбели Ренессанса, где каждый камень имеет историю, каждый угол – легенду. И до и после Стендаля Флоренция буквально сводила с ума многих туристов.
Джотто, “Запрестольный образ”, ок. 1310 года
Нарисовано для флорентийской Церкви Всех Святых - и на сегодняшний день хранится в галерее Уффици во Флоренции
|
Доктор Грациэлла Магерини провела работу с сотней туристов, у которых наблюдались симптомы синдрома Стендаля во время посещения Флоренции, и в одноимённой книге сделала следующие любопытные выводы:
– туристы из Северной Америки и Азии практически не подвержены этому синдрому, поскольку флорентийское искусство имеет весьма отдалённое отношение к их культуре;
– итальянские туристы также имеют иммунитет, ведь они живут в этой атмосфере с рождения.
Галерея Уффици во Флоренции |
По мнению доктора Магерини, в группе риска находятся люди впечатлительные, образованные, понимающие ценность произведений искусства и имеющие сильно развитое и плохо контролируемое воображение. Бывают случаи, когда человек, страдающий синдромом Стендаля, мысленно переносится на полотно, становится участником изображённого сюжета, абсолютно теряя связь с реальностью. Часты случаи потери сознания, и даже попытки уничтожить картину.
Итальянский режиссёр Дарио Ардженто снял художественный фильм “Синдром Стендаля” по книге доктора Магерини. Сюжет картины развивается во Флоренции. Маньяк-убийца играет в кошки-мышки с полицейской-детективом Анной, страдающей синдромом Стендаля. Зная эту слабость Анны, преступник назначает ей свидание в картинной галерее. Леденящий душу триллер удачно дополнен изысканной атмосферой красивого города и впечатляющей музыкой композитора Эннио Морриконе.
автор: Юлия Сидимянцева
http://2queens.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий