Синдром Стендаля – болезнь образованных людей

Синдром Стендаля – это психосоматическое расстройство.
У людей, страдающих синдромом Стендаля, наблюдаются галлюцинации и даже попытки уничтожить картину…
Синдром Стендаля – это психосоматическое расстройство, которому подвержены люди, входящие в контакт с произведениями искусства.
на фото: Стендаль
Симптомы этого расстройства – такие, как головокружение, тахикардия, паника, потеря рассудка и даже галлюцинации – могут возникать при внимательном рассмотрении предметов искусства и исторических артефактов или из-за попыток ознакомиться с большим количеством произведений за слишком короткое время.
Проявляются в местах высокого сосредоточения предметов искусства – в музеях, картинных галереях, древних храмах или в городах с многовековой историей и архитектурой.
Нередко описанные симптомы могут возникать и при созерцании явлений природы, редких животных или невероятно красивых женщин.
Своё название синдром получил благодаря классику французской литературы Мари-Генри Бэйлю, более известному как Стендаль. Однажды, в 1817-м году молодой писатель путешествовал по Флоренции и был поражён богатым историческим и культурным наследием этого города. Когда он впервые посетил церковь Святого Креста – где похоронены Макиавелли, Микеланджело и Галилей и которая славится знаменитыми фресками Джотто – его переполнили эмоции:
“Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…
Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти – после чего всё стало бессмысленным, маленьким, ограниченным – так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей”.
из книги “Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио”
 Синдром Стендаля фильм Италия Флоренция фото Грациэлла Магерини церковь Святого Креста Джотто Дарио Ардженто Эннио Морриконе
 Церковь Святого Креста во Флоренции, где похоронены Макиавелли, Микеланджело и Галилей
Спустя 160 лет, в 1970-м году доктор Грациэлла Магерини, на тот момент глава психиатрического отделения флорентийского госпиталя Санта Мария Нова, заметила, что многие туристы, посетившие Флоренцию, подвергаются панике и по нескольку дней не могут прийти в себя. Она вспомнила, что и у Стендаля были похожие симптомы, и назвала это состояние “синдромом Стендаля”.
Конечно, Стендаль был не первым человеком, которого потрясла красота Флоренции – колыбели Ренессанса, где каждый камень имеет историю, каждый угол – легенду. И до и после Стендаля Флоренция буквально сводила с ума многих туристов.
 Синдром Стендаля фильм Италия Флоренция фото Грациэлла Магерини церковь Святого Креста Джотто Дарио Ардженто Эннио Морриконе
Джотто, “Запрестольный образ”, ок. 1310 года
Нарисовано для флорентийской Церкви Всех Святых - и на сегодняшний день хранится в галерее Уффици во Флоренции
Доктор Грациэлла Магерини провела работу с сотней туристов, у которых наблюдались симптомы синдрома Стендаля во время посещения Флоренции, и в одноимённой книге сделала следующие любопытные выводы:
– туристы из Северной Америки и Азии практически не подвержены этому синдрому, поскольку флорентийское искусство имеет весьма отдалённое отношение к их культуре;
– итальянские туристы также имеют иммунитет, ведь они живут в этой атмосфере с рождения.
 Синдром Стендаля фильм Италия Флоренция фото Грациэлла Магерини церковь Святого Креста Джотто Дарио Ардженто Эннио Морриконе
 Галерея Уффици во Флоренции
По мнению доктора Магерини, в группе риска находятся люди впечатлительные, образованные, понимающие ценность произведений искусства и имеющие сильно развитое и плохо контролируемое воображение. Бывают случаи, когда человек, страдающий синдромом Стендаля, мысленно переносится на полотно, становится участником изображённого сюжета, абсолютно теряя связь с реальностью. Часты случаи потери сознания, и даже попытки уничтожить картину.
Итальянский режиссёр Дарио Ардженто снял художественный фильм “Синдром Стендаля” по книге доктора Магерини. Сюжет картины развивается во Флоренции. Маньяк-убийца играет в кошки-мышки с полицейской-детективом Анной, страдающей синдромом Стендаля. Зная эту слабость Анны, преступник назначает ей свидание в картинной галерее. Леденящий душу триллер удачно дополнен изысканной атмосферой красивого города и впечатляющей музыкой композитора Эннио Морриконе.
автор: Юлия Сидимянцева
http://2queens.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий