Православие, как и христианство в целом, старается сохранить свою историю и донести ее до простых людей. События прошлого, изображения ликов святых профессиональные художники и народные умельцы запечатлевают в иконах. Процесс изображения называется иконописью.
Историческая справка
Считается, что первая икона была написана рукой апостола Луки в I веке. Эта икона Божией матери называется Умиление. В VIII-IX веках поклонение иконам и иконопись подверглись гонениям, изображения святых уничтожались повсеместно. Ближе к середине IX века иконопочитание было восстановлено и иконопись опять начала развиваться.
В Древней Руси изначально не было иконописцев, это направление заимствовано у византийцев, как и основы православия в целом.
Подготовка основы под роспись иконы
Для написания икон используют твердые поверхности. Предпочтительно используется липовая древесина. Доски, полученные распилом бревна, просушиваются, разделяются на рейки, из которых с помощью струбцин формируют щит – основу для иконы. На этом щите дополнительно может делаться углубление – ковчег.
На отшлифованный щит наносят ножом или тупыми ножницами сеть мелких царапин и покрывают клеем на основе желатина из животных или рыбьих костей. Сверху на слой клея натягивается ткань – паволока. Часть приготовленного желатинового клея используют для получения грунта – левкаса. Его делают из смеси мела или алебастра, клея и льняного масла. Левкас наносят на паволоку в несколько слоев, нижние слои делают несколько плотнее верхних для крепости грунтовки. Каждый слой должен хорошо просохнуть.
Затем левкас шлифуется специальной абразивной сеткой или пемзой и полируется мелкой наждачной бумагой. Поверхность должна быть идеально гладкой, любой недостаток станет заметнее после покрытия краской и испортит качество изображения.
Процесс росписи
В иконописи используется темпера – смесь натуральных красящих пигментов и связующей основы (как правило – яичный желток). Палитра красок, полученных из природных минералов, широка:
- Синий цвет дают индиго, лазурит;
- Красный – киноварь, кармин, сурик;
- Желтый – охра, сиена;
- Коричневый – умбра, охра;
- Зеленый – малахит, хлорит;
- Черные – сажа, шунгит;
- Белый – различные белила.
При написании иконы, например, в иконописной мастерской Всеиконы, карандашный набросок на бумаге с помощью кальки переносят на подготовленную доску. Затем контурные линии процарапывают. Это делается для того, чтобы очертания фигур и предметов хорошо было видно через краску.
Следующим этапом обычно идет золочение. Листки сусального золота наносятся кистью в нужных местах. По контурам накладываются основные тона, от темных к светлым. Этот процесс называется роскрышью.
Следом за роскрышью делают высветление или охрение, если нужно – в несколько повторов. Прописываются детали изображений. Затем наносят «движки» – самые светлые мазки, оживляющие лики святых.
В завершение контуры рисунка обводятся кистью, дописываются необходимые надписи, поверхность изображения закрепляется олифой или лаком из натуральной смолы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий