35 цитат немецкого философа Эриха Фромма о жизни

Немецкий философ и практикующий психотерапевт Эрих Фромм (1900-1980) настаивал на моральной обязанности человека оптимально развивать свои способности и задатки, реализовать свою индивидуальность. Эта философия представлена в 35 цитатах, каждая из которых достойна стать жизненным кредо современного человека.


Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная жизнь.

Мы не должны никому давать объяснения и отчитываться, пока наши действия не причиняют боль или не посягают на других.

Если я люблю, я забочусь, то есть я активно участвую в развитии и счастье другого человека, я не зритель.

Цель человека – быть самим собой, а условие достижения этой цели – быть человеком для себя. Не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе; не отказ от индивидуального, – а утверждение своего собственного человеческого я: вот истинные высшие ценности гуманистической этики.

В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек придаёт ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.

Если человек может жить не в принуждении, не автоматически, а спонтанно, то он осознаёт себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один смысл – сама жизнь.

Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие.

Чем больше проявляется стремление к жизни, чем полнее жизнь реализуется, тем слабее разрушительные тенденции; чем больше стремление к жизни подавляется, тем сильнее тяга к разрушению. Разрушительность – это результат непрожитой жизни.

Счастье – не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.

Уважение к уникальности, культивирование уникальности каждого человека – это ценнейшее достижение человеческой культуры.

Для человека всё важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя.

Тонко чувствующий человек не в силах удержаться от глубокой грусти по поводу неотвратимых трагедий жизни. И радость, и грусть – неизбежные переживания чувствительного, полного жизни человека.

Несчастная судьба многих людей – следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мёртвые. Жизнь оказывается бременем, бесценным занятием, а дела – лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней.

Сочувствие и переживание предполагает, что я переживаю в себе то, что пережито другим человеком, и, следовательно, в этом переживании он и я – одно. Все знания о другом человеке действительны настолько, насколько они опираются на моё переживание того, что переживает он.

Я уверен, что никто не может спасти своего ближнего, сделав за него выбор. Всё, чем может помочь один человек другому – это раскрыть перед ним и с любовью, но без сантиментов и иллюзий, существования альтернативы.

Жизнь ставит перед человеком парадоксальную задачу: с одной стороны реализовать свою индивидуальность, а с другой – превзойти её и прийти к переживанию универсальности. Только всесторонне развитая личность может подняться над своим Я.

Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремиться лишить объект своей «любви» свободы и удержать его под контролем. Такая любовь не дарует жизни, а подавляет, губит, душит, убивает её.

Характер ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ не их характер.

Большинство людей уверены, что любовь зависит от объекта, а не от собственной способности любить. Они даже уверены, что, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека, это доказывает силу их любви. Здесь проявляется заблуждение – установка на объект. Это похоже на состояние человека, который хочет рисовать, но вместо того, чтобы учиться живописи, твердит, что он просто должен найти достойную натуру: когда это случиться, он будет рисовать великолепно, причём произойдёт это само собой. Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе всё», «я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».

Человек, который не может создавать, хочет разрушать.

Принято считать, что влюблённость – это уже вершина любви, в то время как на самом деле – это начало и только возможность обретения любви. Принято считать, что это результат таинственного и влечения двух людей друг к другу, некое событие, совершающееся само собой. Да, одиночество и сексуальные желания делают влюблённость лёгким делом, и здесь нет ничего таинственного, но это тот успех, который так же быстро уходит, как и пришёл. Случайно любимыми не становятся; твоя собственная способность любить вызывает любовь так же, как и заинтересованность делает человека интересным.

Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить.

Насколько важно избегать пустых разговоров, настолько важно избегать плохого общества. Под «плохим обществом» я понимаю не только порочных людей – их общества следует избегать потому, что их влияние гнетуще и пагубно. Я имею в виду также общество «зомби», чья душа мертва, хотя тело живо; людей с пустыми мыслями и словами, людей, которые не разговаривают, а болтают, не думают, а высказывают расхожие мнения.

Если другие люди не понимают нашего поведения – так что? Их желание, чтобы мы делали только так, как они понимают, это попытка диктовать нам. Если это означает быть «асоциальным» или «нерациональным» в их глазах, пусть. Больше всего их обижает наша свобода и смелость быть самим собой.

Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе.

Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен.

Вся жизнь индивида – это не что иное, как процесс рождения самого себя, мы наверное, рождаемся окончательно к моменту смерти, хотя трагическая участь большинства людей – умереть, не успев родиться.

Я никогда не достигну хороших результатов, если не буду исполнять своё дуло дисциплинированно; если я делаю что-то, только когда я «в настроении», это может быть приятным или забавным хобби, но я никогда не стану мастером в этом искусстве.

Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви.

Воспринимать трудности, неудачи и печали в жизни как вызов, принимая и парируя который ми становимся сильнее, а не как несправедливое наказание, которого мы не заслуживаем, – это требует веры и мужества.

Наше общество – это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить.

Человеческое счастье сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться это значит получать удовольствие от употребления и потребления товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин – всё потребляется, поглощается. Мир это один большой предмет нашего аппетита, большое яблоко, большая бутылка, большая грудь; мы – сосунки, вечно чего-то ждущие, вечно на что-то надеющиеся – и вечно разочарованные.

Большинство людей даже не сознают своей потребности в приспособлении. Они живут с иллюзией, что они следуют своим собственным идеям и наклонностям, что они оригинальны, что они приходят к своим убеждениям в результате собственного раздумия – и что это просто так получается, что их идеи схожи с идеями большинства. Согласие всех служит доказательством правильности «их» идей.

Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-то системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполняют сомнения, которые в конечном счёте парализуют его способность действовать, а значит, и жить.

Человек свободен, только если он может выбирать. А выбирать он может, только если знает достаточно много, чтобы сравнить.

1 комментарий:

  1. "...никто не может спасти своего ближнего, сделав за него выбор" Это Истина !

    ОтветитьУдалить