Эрмитажные отделы обустраиваются в Запасном доме Зимнего дворца


Государственный Эрмитаж показал результаты работ в здании Запасного дома, несмотря на расследование связанного с ними уголовного дела



Подвальные помещения Запасного дома после реставрации. Фото: Павел Герасименко

Государственный Эрмитаж показал журналистам итог реставрации и приспособления под административный и лабораторно-хранительский корпус Запасного дома Зимнего дворца. Именно в связи с этими работами, которыми занималась компания «Балтстрой», заместитель директора Эрмитажа по строительству Михаил Новиков был заподозрен в хищениях и сейчас оправлен под домашний арест. Директор музея Михаил Пиотровский сразу предупредил, что, пока длится следствие, он не будет комментировать арест своего заместителя и связанное с этим уголовное дело. Вместо этого музей предъявил серьезный «вещдок» по делу, сделав сильный ход и показав достигнутые результаты, которые впечатляют и говорят в его пользу.

Наборный паркет в кабинете С.Ю.Витте. Фото: Павел Герасименко

Как рассказал главный архитектор Эрмитажа Валерий Лукин, Запасной дом был передан музею в 1994 году в плохом состоянии, к работам на объекте приступили только в 2012-м. Построенный в 20-е годы XVIII века неустановленным архитектором для сподвижника Петра I, бомбардира Феодосия Скляева по соседству с Зимним дворцом, Запасной дом относится к первым типовым зданиям в застройке Петербурга того времени. На протяжении всей своей истории он перестраивался, последний раз — архитектором Николаем Беккером в 1877–1878 годах, когда Запасной дом относился к Дворцовому ведомству. Семь месяцев в 1905–1906 годах в Запасном доме располагалась квартира председателя cовета министров Сергея Витте и заседал возглавляемый им кабинет. В 1930-е годы здесь жил историк Евгений Тарле, сотрудники музея — арабист Олег Большаков, нумизмат Иван Спасский. Квартировала в Запасном доме и семья предыдущего директора Эрмитажа, Бориса Пиотровского. По словам Михаила Пиотровского, уже тогда Запасной дом был очень хрупким строением, где несколько раз проваливались полы.

Внутренняя лестница Запасного дома. Фото: Павел Герасименко

В процессе обследования зданию был присвоен статус памятника регионального значения, его части были раскрыты при реставрации и теперь музеефицированы. Это относится к подвальным помещениям, где при раскопках были в изобилии найдены курительные трубки, посуда и бутылки XVIII века, и к выходящему окнами на Неву кабинету Сергея Витте. Внутреннее убранство комнаты было утрачено, но сохранилась в неприкосновенности и отреставрирована розетка наборного паркета середины XIX века. Единственное современное архитектурное вторжение в проекте — внешняя стеклянная галерея, добавленная по периметру дворового фасада, которая связывает помещения общим переходом, позволяя не уменьшать их площадь.

Вид двора Запасного дома. Фото: Павел Герасименко

Стратегическую идею всех строек музея Михаил Пиотровский сформулировал так: «Не расшириться, а создать место, куда можно переместить часть вещей, чтобы максимально освободить музейные залы Зимнего дворца и Малого Эрмитажа». В Запасном доме будет располагаться несколько музейных отделов: античного мира, истории русской культуры, научно-технологической экспертизы, а также реставрационные лаборатории, эрмитажный батальон полиции, отдел закупок, выставочный отдел, бухгалтерия. Зал, где проходили заседания совета министров под руководством Витте, получает пресс-служба Эрмитажа. Он будет использоваться для пресс-конференций и брифингов, став четвертым по счету после зала Совета, Эрмитажного театра и атриума Главного штаба. В помощь работе журналистов в новом зале будут размещены издания Эрмитажа. Таких материалов накопилось немало: в коридоре на одном из этажей здания развешены плакаты эрмитажных выставок 1970–1980-х годов.

В лаборатории научной реставрации восточной живописи. Фото: Павел Герасименко

Руководители реставрационных лабораторий не могли скрыть гордости и радости от нового оборудования на рабочих местах и открывающихся благодаря ему возможностей. Лаборатория научной реставрации восточной живописи во главе с Еленой Шишковой одной из первых переехала в отреставрированное здание и получила из Китая рабочие столы, которым позавидовали даже коллеги из Британского музея. Поверхность, покрытая красным лаком, не только придает торжественности акту возрождения шедевров — на таком фоне при реставрации произведений на бумаге становятся четче видны все утраты. В постоянно расширяющемся отделе научно-технологической экспертизы, работающем с Александром Косолаповым во главе, на мольберте сейчас установлены «Апостолы Петр и Павел». К исследованию картины Эль Греко только приступили и ожидают от него новостей, связанных с подготовительным рисунком. Отдел античного мира, возглавляемый Анной Трофимовой, заставлен внушительными шкафами, на полках которых хранится италийская керамика.

В лаборатории научно-технологической экспертизы. Фото: Павел Герасименко

«Эрмитаж — такой музей, который обречен создавать определенную музейную культуру и даже музейную моду в России и в мире, — сказал в заключение пресс-тура Михаил Пиотровский. — Все наши стройки, показанные одна за другой, как раз и есть способ сочетать российские и западные традиции и возможности, чтобы создавать из этого совершенно новое».
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4302/

Комментариев нет:

Отправить комментарий