Институт восточных рукописей показал уникальную коллекцию еврейских древностей

В Институте восточных рукописей в Санкт-Петербурге хранится одна из самых ценных в мире коллекций еврейских рукописей и первопечатных книг. Сегодня этому собранию требуется финансовая и информационная поддержка



Инкунабула из собрания ИВР. Фото: Наталья Шкуренок

Основное ядро фондов еврейских книг и манускриптов Института восточных рукописей (ИВР) РАН составляют более 1,2 тыс. древних рукописей и около сотни первопечатных книг (инкунабул). Как рассказал корреспонденту TANR Семен Якерсон, российский востоковед-гебраист, доктор исторических наук, специалист по средневековым еврейским рукописям и инкунабулам, ведущий научный сотрудник ИВР, любое собрание старинных еврейских рукописей, в котором находится тысяча списков, считается раритетным. Таких в мире насчитывается около двух десятков, коллекция Института восточных рукописей — крупнейшая в России и одна из самых значительных в мире.

Стоимость древних еврейских инкунабул на аукционах за последние годы только увеличивается, а Институту восточных рукописей зачастую не хватает средств на реставрацию своих раритетов, на то, чтобы привлечь к работе ценных специалистов. Такая ситуация сложилась, возможно, еще и потому, что о редкостях, хранящихся в фондах и запасниках ИВР, фактически знают только специалисты, широкой публике о них ничего неизвестно. Кстати, попасть в архивы, библиотеки и даже в музей института можно только по официальному запросу.

Инкунабула из собрания ИВР. Фото: Наталья Шкуренок

«На сегодняшний день, так уж получилось, все еврейские инкунабулы стоят существенно дороже, чем еврейские рукописи, — Семен Якерсон открывает большой фолиант в темном переплете. — Так сложилось с XVIII века. Все книги, которые хранятся в нашей коллекции, исключительно раритетные».

Российская коллекция восточных рукописей начала формироваться в XVIII веке, когда по распоряжению правящих монархов все дипломатические и духовные миссии России за рубежом были обязаны покупать древности и раритеты и привозить их в родное отечество. Например, в начале XIX века глава русской православной миссии в Святой земле архимандрит Антонин (Капустин) привез в Россию около тысячи еврейских рукописей. В 1818 году при Императорской академии наук открылся Азиатский музей, основа будущего ИВР.

Инкунабула из собрания ИВР. Фото: Наталья Шкуренок

В 1892 году музей получил в дар от купца первой гильдии Моше Ариеля Фридланда коллекцию еврейских книг, собранную по его заказу выдающимся библиографом Самуилом Винером. Она включала в себя 300 рукописей и самую большую коллекцию инкунабул — почти 60 экземпляров. Но самая, наверное, ценная часть собрания — 900 караимских рукописей — поступила сюда в 1929 году из Крыма, из фонда Евпатории. Это те древние манускрипты, которые в свое время не попали в поле зрения Авраама Фирковича — караимского писателя и археолога, самого известного в России собирателя древних рукописей, коллекции которого хранятся сейчас в фондах Российской национальной библиотеки.

Только в 1980-х годах еврейские инкунабулы были выделены в отдельный фонд. Семен Якерсон составил их каталог, который удалось издать в 1985 году.

Рукопись из собрания ИВР. Фото: Наталья Шкуренок

«Мы до сих пор так и не знаем, какая книга была первой, где она была издана, хотя постепенно наука начинает разбираться в этом вопросе, — рассказал Семен Якерсон. — Мы сравнительно недавно сделали очень интересное открытие, что, по всей видимости, первые еврейские книги издавались в Риме, примерно в 1465–1475 годах. Похоже, что первоначально типографии не ставили на своих изданиях даты, а по особенностям шрифта и водяным знакам на бумаге, на которой напечатана редчайшая книга — комментарий ребе Моше Бен-Нахмана к Пятикнижию, мы установили, что она была издана в Риме в 1460–1469 годах. Таких книг сохранилось в известных собраниях восемь, одна из них — у нас».

В коллекции ИВР хранятся редчайшие экземпляры первых еврейских изданий, вышедших в римских типографиях. Например, сборник псалмов, опубликованный на иврите в 1477 году, с сохранившимися помарками цензоров, сделанными уже позже, в 1611 году. Или единственная риторика (ее название в переводе на русский звучит как «Сотовый мед»), выполненная ребе Юдаи Мессером Леоном на основе речей библейских пророков. В собрании рукописей ИВР хранится и самый первый из известных на земле рукописных библейских текстов, выполненный на пергамене. Этой уникальной рукописи требуется серьезная реставрация, средств на которую у ИВР, к сожалению, нет.

Инкунабула из собрания ИВР. Фото: Наталья Шкуренок

Отсутствие финансирования — болезненная тема и для специалистов ИВР, и для российской науки в целом. Аукционные цены на древние рукописи и книги стабильно взлетают все выше, а зарплаты ученых и ассигнования на реставрацию раритетов и исследования так же стабильно падают.

«Академической гебраистике всего лет 15 от роду. Курс истории еврейской палеографии читаю сейчас, пожалуй, только я на своей кафедре гебраистики в Государственном университете, — говорит Семен Якерсон. — Практически все подготовленные специалисты уехали работать на Запад. Нам до сих пор не удалось подготовить специалистов, которые оставались бы здесь, в России, работать за копейки: здесь очень низкие зарплаты, плохие условия труда. У нас в стране нет уважения к труду ученого. Раньше было, а сейчас совершенно потеряно».

Инкунабула из собрания ИВР. Фото: Наталья Шкуренок

«Петербург обладает одной из самых значимых в мире коллекций еврейских рукописей и книг, — считает Семен Парижский, гебраист-медиевист, программный директор образовательного проекта «Эшколот», кандидат филологических наук. — Я окончил в Институте восточных рукописей аспирантуру, держал эти книги в руках. А ведь большинство людей, приезжающих в Петербург, даже не подозревают, какие сокровища хранятся в стенах этого дворца на набережной Невы! Нужно привлекать внимание к такого рода вещам. Это очень важно для сохранения коллекций, для развития институтов, для развития науки».
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4622/

Комментариев нет:

Отправить комментарий