Президиум Верховного cуда РФ вынес решение, согласно которому картину Карла Брюллова «Христос во гробе» Россия обязана вернуть ее законному владельцу — коллекционеру Александру Певзнеру из Германии
Свое решение президиум Верховного суда РФ принял, основываясь на постановлении Конституционного суда от 7 марта 2017 года. Тогда КС признал, что положение коллекционера Александра Певзнера реально ухудшилось после того, как он лишился своего имущества — картины Карла Брюллова. Руководствуясь этим решением КС, сегодня, 14 июня, президиум Верховного суда возобновил производство по делу и вынес постановление об отмене кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам ВС от 28 апреля 2016 года. Из чего следует, что произведение должно быть возвращено Александру и Ирине Певзнер.
История злоключений картины Карла Брюллова и ее владельцев продолжалась почти 14 лет. Еще в 2003 году коллекционер из Германии решил привезти редкую работу в технике транспарент «Христос во гробе» в Петербург на экспертизу в Государственный Русский музей. Это произведение Брюллова Певзнер официально приобрел у общины русского православного храма в Брюсселе в 2002 году, а затем решил продать его ГРМ. Но после того, как музейные эксперты установили подлинность работы, ФСБ обвинила Александра Певзнера в «незаконном перемещении культурной ценности через таможню» и арестовала картину в качестве вещественного доказательства (ст. 188, ч. 2 УК РФ). По версии следствия, таможенники позволили владельцу ввезти картину в Россию «без надлежащего оформления». В итоге многолетней судебной тяжбы таможенники не были наказаны за свои действия, а коллекционер лишился имущества и избежал уголовного преследования только потому, что сразу после ареста картины вернулся в Германию, а потом согласился на прекращение уголовного преследования за истечением срока давности. Однако такое прекращение дела не является по российскому законодательству реабилитирующим обстоятельством, и прекращение дела не вернуло коллекционеру его имущество. Только сегодня президиум ВС поставил в этом судебном споре точку — картина должна вернуться в семью Певзнеров.
«Конечно, отдельной строки „картину вернуть“ в этом решении нет, но по-другому его нельзя трактовать, — сказал в телефонном разговоре с корреспондентом TANR Максим Крупский, адвокат Певзнера, — поскольку единственные решения, которые сейчас остались в силе, — это апелляционное решение Ленинградского областного суда и президиума Ленинградского областного суда, а они постановили вернуть полотно тому, кто его законно купил. Как будем действовать дальше? Мы с Александром это еще не обсуждали, поскольку, честно говоря, не рассчитывали на положительное решение суда. Конечно, надеялись, так как это было единственно правильное решение, но сомнения всегда остаются».
Уголовное преследование в отношении Александра Певзнера прекращено, но, приедет ли он в Петербург сам, чтобы забрать имущество, пока неизвестно, этот вопрос адвокат и его подзащитный еще не обсуждали. Где сейчас находится полотно Брюллова, адвокат тоже не смог сказать.
Директор Государственного Русского музея Владимир Гусев в коротком телефонном разговоре с корреспондентом нашей газеты подтвердил, что картина «Христос во гробе» сейчас в фондах музея. «Но пока процедуру ее возвращения владельцу мы не обсуждали», — уточнил он.
Свое решение президиум Верховного суда РФ принял, основываясь на постановлении Конституционного суда от 7 марта 2017 года. Тогда КС признал, что положение коллекционера Александра Певзнера реально ухудшилось после того, как он лишился своего имущества — картины Карла Брюллова. Руководствуясь этим решением КС, сегодня, 14 июня, президиум Верховного суда возобновил производство по делу и вынес постановление об отмене кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам ВС от 28 апреля 2016 года. Из чего следует, что произведение должно быть возвращено Александру и Ирине Певзнер.
История злоключений картины Карла Брюллова и ее владельцев продолжалась почти 14 лет. Еще в 2003 году коллекционер из Германии решил привезти редкую работу в технике транспарент «Христос во гробе» в Петербург на экспертизу в Государственный Русский музей. Это произведение Брюллова Певзнер официально приобрел у общины русского православного храма в Брюсселе в 2002 году, а затем решил продать его ГРМ. Но после того, как музейные эксперты установили подлинность работы, ФСБ обвинила Александра Певзнера в «незаконном перемещении культурной ценности через таможню» и арестовала картину в качестве вещественного доказательства (ст. 188, ч. 2 УК РФ). По версии следствия, таможенники позволили владельцу ввезти картину в Россию «без надлежащего оформления». В итоге многолетней судебной тяжбы таможенники не были наказаны за свои действия, а коллекционер лишился имущества и избежал уголовного преследования только потому, что сразу после ареста картины вернулся в Германию, а потом согласился на прекращение уголовного преследования за истечением срока давности. Однако такое прекращение дела не является по российскому законодательству реабилитирующим обстоятельством, и прекращение дела не вернуло коллекционеру его имущество. Только сегодня президиум ВС поставил в этом судебном споре точку — картина должна вернуться в семью Певзнеров.
«Конечно, отдельной строки „картину вернуть“ в этом решении нет, но по-другому его нельзя трактовать, — сказал в телефонном разговоре с корреспондентом TANR Максим Крупский, адвокат Певзнера, — поскольку единственные решения, которые сейчас остались в силе, — это апелляционное решение Ленинградского областного суда и президиума Ленинградского областного суда, а они постановили вернуть полотно тому, кто его законно купил. Как будем действовать дальше? Мы с Александром это еще не обсуждали, поскольку, честно говоря, не рассчитывали на положительное решение суда. Конечно, надеялись, так как это было единственно правильное решение, но сомнения всегда остаются».
Уголовное преследование в отношении Александра Певзнера прекращено, но, приедет ли он в Петербург сам, чтобы забрать имущество, пока неизвестно, этот вопрос адвокат и его подзащитный еще не обсуждали. Где сейчас находится полотно Брюллова, адвокат тоже не смог сказать.
Директор Государственного Русского музея Владимир Гусев в коротком телефонном разговоре с корреспондентом нашей газеты подтвердил, что картина «Христос во гробе» сейчас в фондах музея. «Но пока процедуру ее возвращения владельцу мы не обсуждали», — уточнил он.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4638/
Комментариев нет:
Отправить комментарий