Музы Т.Г. Шевченко.
Тарас Григорьевич Шевченко – талантливый поэт, модный художник, любитель рома и сигар, истинный ценитель театра, желанный гость на балах и в аристократических салонах и страстный поклонник женского пола. И самые интересные, образованные и шикарные женщины просто не могли не отвечать ему взаимностью – они любили его, поклонялись, боготворили и становились для него музами…
Тарас Григорьевич Шевченко в разные годы жизни.
В мире широко известно имя Тараса Шевченко (1814-1861)- великого украинского поэта, художника, просветителя, вышедшего из простого народа и поднявшегося до высот мирового признания. Но сколько бы ярлыков не навешали на гения, он прежде всего был человеком со своими слабостями и пристрастиями. На протяжении всей жизни он влюблялся страстно и самозабвенно, писал портреты, посвящал поэмы и стихи, мечтал, страдал, терял веру в любовь и снова влюблялся. Женские образы в творчестве Шевченко занимали особое место как в литературе, так и
в изобразительном искусстве.
Катерина. (1842). Автор: Т.Шевченко.
Музы великого поэта и художника
Первая влюбленность в детском возрасте всегда оставляет неизгладимый след в жизни каждого человека. Так и у 13-летнего Тараса была 10-летняя подружка-утешительница Оксана Коваленко. Нельзя сказать, что это была первая любовь - просто детская привязанность и симпатия. А первый поцелуй Оксаны, как проявление жалости и сочувствия к парнишке-сироте, был с привкусом горьких слез.
Шевченко 15-летним крепостным «казачком» уезжает с паном П.В.Энгельгардтом в Вильно на обучение к портретисту Яну Рустему. Пан намеревался сделать из крепостного Тараса домашнего живописца. Спустя четырнадцать лет, став уже известным художником и поэтом, Шевченко приезжал в родное село. Оксана была замужем за крепостным и имела двоих детей. Они больше никогда не виделись с Тарасом, но он вспоминал с нежной грустью всю свою жизнь тот поцелуй и светлый образ подружки Оксаны.
Оксана Коваленко. Автор: Т.Шевченко.
С полькой Ядвигой Гусиковской Тарас встретился в Вильно в 1830 году. Юноша полюбил Ядвигу со всей пылкостью, она отвечала взаимностью. Их отношения были далеко не платоническими. Девушка научила Тараса польскому языку, познакомила с творчеством Адама Мицкевича, собственноручно шила сорочки для возлюбленного.
“Любовь к этой польке, принадлежавшей к другой среде, с независимым образом мыслей, имела сильное влияние на его забитую, загнанную, но глубоко впечатлительную природу. Эта первая привязанность, по признанию самого поэта, облагородила его душу, возвысив в собственных глазах” Но Ядвига с братом покидает Вильно перед польским восстанием 1830-1831 года в Варшаве.
Ядвига Гусиковская. (1830). Автор: Т.Шевченко
Тарас, выкупленный в 1838 году у помещика за небывалую сумму выкупа в 2500 рублей, стал студентом Академии художеств, любимым учеником Карла Брюллова. Он то и купил свободу для будущего гения. Тарас поселился в маленькой съемной комнатушке у друга художника Ивана Сошенко. 15-летняя племянница хозяйки дома Амалия Клобер очень нравилась Ивану, и он подумывал о женитьбе на ней. А Тарас, не зная о тайных чувствах друга, и будучи уже опытным любовником, соблазнил девушку. Друзья рассорились и Шевченко пришлось съехать с квартиры. Роман с Амалией быстро закончился и не имел продолжения. Хотя после ссылки поэта они с виделись, но прежних чувств уже не было.
Натурщица Амалия Клоберг. Автор: Т.Шевченко
В 1843 Шевченко, окончив Академию художеств, вернулся на Украину. На то время он был очень востребованным портретистом и популярным поэтом, и был вхож во многие дома провинциальных аристократов. Так на одном из приемов у помещицы Волхонской Тарас познакомился с женой полковника Анной Закревской и дочерью генерал - губернатора Варварой Репниной. Обеим приглянулся талантливый и знаменитый молодой человек, но отдал свое сердце Тарас молодой кокетке 21-летней Анне. Их взаимный роман за спиной престарелого мужа Анны длился достаточно долго. Поговаривали,что результатом их тайных свиданий было рождение дочери. Муж изводил Анну ревностью и подозрениями.
А поэта Тараса за крамольное творчество отправляют в ссылку. Там он и пишет несколько посвящений Анне, пропитанных любовью и нежностью. А вернувшись из ссылки узнает, что Анна умерла, не дожив до 35 лет.
Анна Закревская.(1843). Автор: Т.Шевченко
А Варвара Репнина, с первого взгляда безответно влюбившаяся в Шевченко, все эти годы боролась со своими чувствами: страстью и ревностью. Тарас не смог ей ответить взаимностью. С одной стороны из-за разницы в возрасте, так как Варвара на шесть лет была старше; с другой - не по душе была Тарасу худоба и угловатость княжны. Он увидел в ней только "прекрасную душу". И Репнина, подавив отчаяние и погасив страстный огонь, решила стать для любимого ангелом-хранителем. Она была единственной женщиной, не побоявшейся писать изгнаннику в ссылку. И своими связями пыталась облегчить судьбу поэта.
Варвара Репнина.(1845). Автор: Т.Шевченко
В Новопетровской крепости, куда был сослан бунтарь, единой отрадой для Шевченко стала жена коменданта Агата Ускова. Она была для него душевной собеседницей и очередной любовью. Хотя и платонической. Свои сердечные чувства Тарас держал в тайне. Но по гарнизону пошли слухи о необычной дружбе ссыльного солдата и комендантши. Ускова сразу же прекратила встречи и все душевные разговоры. Десять лет солдатского быта окончательно искалечили жизнь поэта. Вместо изысканного общества была компания пьяных офицеров, вместо прекрасных дам - чумазые казашки.
Агата Ускова. (1854). Автор: Т.Шевченко
После десятилетней ссылки 45-летнему Тарасу пришлось пожить в Новгороде, где снова стал в центре внимания местных дам. Но лишь одна покорила тонкую и чувствительную душу поэта - Катенька Пиунова, 15-летняя провинциальная актриса, ради которой влюбленный Шевченко был готов на все. Как Пигмалион он творил свою Галатею: занимался ее образованием, научил украинскому языку, всячески способствовал ее продвижению в театральной деятельности. А потом, как и полагается, попросил ее руки у родителей. Девушка хоть и принимала ухаживания, но дала решительный отказ. Уж больно старым он ей казался. И еще одну женщину пришлось вычеркнуть Тарасу из своей жизни.
Катенька Пиунова. Автор: Т.Шевченко
Одной из последних женщин Шевченко была 19-летняя вольнонаемная служанка Лукерья Полусмак. И снова соблазнился поэт на молодость и красоту. Твердо решив взять ее в жены, Тарас не жалел ни сил, ни средств: вел просветительские беседы, покупал дорогие одежды, украшения, писал с нее портрет, посвящал стихи. Дело даже к свадьбе шло, и платье было сшито, и дата назначена. Но не любила Лукерья поэта, лишь из-за достатка шла за него. Развязка наступила совсем скоро, когда Тарас увидел свою невесту в объятьях учителя, которого нанял для ее обучения.
После разрыва Лукерья вышла замуж за беспробудного пьяницу, нарожала кучу детей.Осознала ли она свою ошибку? Наверное, да. Иначе бы не приехала на могилу великого талантливого человека в Канев через 44 года после его смерти, и не оставила бы там отзыв в книге записей: "13 мая 1905 года приехала твоя Лукерья, любимая твоя, мой друг...посмотри на меня как я каюсь".
Лукерья Полусмак. (1860). Автор: Т. Шевченко
Любовниц у талантливого художника, поэта было намного больше тех, имена которых известны. Заглянув в его творчество видим, что оно все пронизано женскими образами и в литературе и в живописи.
«Я не знаю во всемирной литературе ни единого поэта, - говорил Иван Франко (1856-1916) , - который бы так самозабвенно, так горячо и вполне сознательно выступал защитником женских прав, защитником права женщины на достойную человеческую жизнь».
Портрет Маевской. (1843). Автор: Т.Шевченко
Портрет Горленко. (1847). Автор: Т.Шевченко.
Екатерина Кейкаутова. (1847) Автор: Т.Шевченко.
Портрет М.В.Максимович (1859). Автор: Т.Шевченко.
Портрет М.С. Кржисевич. (1858). Автор: Т.Шевченко
Портрет неизвестной в голубом.(1846). Автор: Т.Шевченко.
Портрет неизвестной в коричневом. (1845). Автор: Т.Шевченко
Казашка Катя. (1857). Автор: Т.Шевченко
Ни одна из тех женщин которых любил гений, не смогла увидеть за "внешней суровостью и угрюмостью его романтическую, страстную и ранимую душу". Не судьба была Тарасу погреть душу у семейного очага. И как утверждают биографы: "проблема была не только во взаимной симпатии, а и в том, что бывший крепостной Шевченко всю жизнь так и не мог определиться, к какому же классу он принадлежит".
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/090717/35202/
Комментариев нет:
Отправить комментарий