Люцифер Льежа: одна из великолепных скульптур падшего ангела
Внешний облик Люцифера имеет несколько трактовок. Его изображали и змеем, и драконом, и огромным морским чудовищем, но наиболее известный образ в христианской религии примерно с XVII века все же закрепился за падшим ангелом. Этот образ Люцифера был взят за основу во многих произведениях искусства, к которым относится и великолепная статуя в Льежском соборе.
Льеж, собор Св. Павла. 1842
В Соборе Святого Павла в Льеже на кафедре проповедника установлена великолепная беломраморная скульптура Люцифера, являющаяся гордостью этого собора. Ее автор - бельгийский художник Гийом Гифс.
Le genie du mal, Гений зла. Гийом Гифс.
Портрет молодого Гийома (Гилиама) Гифса работы Густава Вапперса
Скульптура изображает сидящего на скале прекрасного юношу со сложенными крыльями, прикованного цепью за правую лодыжку и левое запястье. Свисающая с правого плеча драпировка обвивает его бедра. На голове проступают рога, ногти на ногах – длинные и острые, как когти. Лицо Люцифера выражает раскаяние и отчаяние, из его левого глаза стекает слеза.
Le genie du mal, Гений зла. Гийом Гифс. Фрагмент.
Жест и склоненная голова подчеркивают тему наказания. В его ногах – надкусанный запретный плод, яблоко, и сломанный наконечник скипетра, звездное украшение которого выделяло Люцифера среди других ангелов.
Великолепная скульптура! Но, оказывается, до 1848 года на ее месте стояла другая, не менее прекрасная, выполненная младшим братом Гийома Джозефом Гифсом.
L'ange du mal. Джозеф Гифс
Версии скульптур братьев Гийома и Джозефа на первый взгляд поразительно похожи. У обоих падший ангел со сложенными крыльями сидит на скале, верхняя часть туловища, руки и ноги обнажены. Перепончатые крылья с прожилками явно напоминают крылья летучей мыши.
Но, если не принимать во внимание крылья, Люцифер Джозефа, выглядит, как прекрасный юноша. А его крылья лишь подчеркивают красоту юного тела. В ногах у него сатанинский символ – извивающаяся змея. Выражение глаз – серьезное, можно сказать, даже жестокое и высокомерное. Прекрасный падший ангел … Но пока не раскаявшийся...
Однако многие посчитали, что слишком возвышенный Люцифер Джозефа не соответствует христианскому идеалу. И, кроме того, скульптура почти обнаженного прекрасного юноши отвлекала многих прихожанок от проповедей. Именно это очарование “нездоровой красоты” и гуманизация Люцифера, являвшиеся предметом нескончаемых споров, и послужили причиной того, что скульптура Джозефа, простоявшая в течение шести лет, все-таки была удалена из собора.
Гуманизация Люцифера через наготу характерна также для работы итальянского скульптора Костантино Корти, выполненной спустя несколько лет после версии Гифса. Корти изображает своего непокорного Люцифера полностью обнаженным, слегка прикрывает его наготу лишь вершина скалы, на которой он сидит. Эта скульптура сохранилась лишь в виде копий и на гравюрах.
Скульптура Конти "Люцифер". Гравюра
В мире существует еще несколько скульптур, изображающих Люцифера в виде падшего ангела
Падший ангел Рикардо Бельвер, Мадрид
Падший ангел. Италия, Пиза, Игорь Миторай
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/060717/35172/
Комментариев нет:
Отправить комментарий