Впервые за 80 лет воссоединится «Меленский диптих» Жана Фуке

Две части шедевра французской живописи XV века наконец-то встретятся в Берлинской картинной галерее. Воссоединение диптиха Жана Фуке анонсировалось ранее в различных музеях мира, включая Прадо, однако так и не было осуществлено. В середине сентября 2017 года к хранящейся в берлинском музее левой створке диптиха привезут из Антверпена правую, изображающую, «самую сексуальную Мадонну из всех, что вы видели».

Работа, состоящая из двух частей и известная сегодня под названием «Меленский диптих», была создана примерно в 1450 году по заказу Этьена Шевалье, казначея французского короля Карла VII. Это одно из самых загадочных произведений искусства XV века, причем интрига связана как с сюжетом, так и с судьбой работы, хранившейся в соборе города Мелен (отсюда ее название) и разделенной в 1775 году.
С 15 сентября 2017 года до 7 января 2018 года воссоединенный диптих можно увидеть в Берлине.


Мадонна с Младенцем. Створка Диптиха из Мелена, Жан Фуке, 1450-е

По мнению большинства исследователей, на правой створке диптиха в образе Мадонны изображена Аньес Сорель, любовница французского короля Карла VII, чьей красотой был покорен даже папа Пий II. На её счету — трое детей короля (она умерла как раз в 1450 году при родах четвертого) и дружба с королевой, обремененной воспитанием четырнадцати детей. А также, что важнее для предмета нынешней выставки, мода на смело декольтированные платья с открытой одной грудью и умение составить протекцию людям честным, умным и честолюбивым, таким, как Этьен Шевалье. О его внешности можем судить по левой створке диптиха (иллюстрация ниже): молящийся коленопреклоненный заказчик выведен на работе под собственным именем. По сюжету его покровитель, мученик святой Стефан (его забили камнями до смерти за христианскую проповедь в Иерусалиме, поэтому мы видим изображение камня), передает деве Марии прошение Этьена.



Этьен Шевалье и Св. Стефан. Левая створка Меленского диптиха, Жан Фуке, 1450


Справка Артхива. Жан Фуке (ок. 1420−1481) родился в городе Тур в долине Луары, и после обучения в Париже и пребывания в Италии вернулся в родной город, который во второй половине XV века был значительным культурны центром, резиденцией французских королей Карла VII и Людовика XI. Фуке, выдающийся портретист и мастер миниатюр, один из первых представителей французского Возрождения, работал при дворах упомянутых королей, причем с 1475 года официально значился «королевским живописцем».

Меленский диптих всегда вызывал споры. Под сомнение ставят личность героини, послужившей прообразом Мадонны. Имеются предположения о том, что художник изобразил свою супругу Катерину, умершую в 1452 году. Оппоненты этой версии упоминают тот факт, что Шевалье являлся душеприказчиком Аньес Сорель, а также обращают внимание на сходство обликов на картине и скульптурного памятника на могиле Аньес в церкви святого Урсуса в городе Лош (Франция).

Исследователей продолжает волновать изобразительная манера художника, от необычного эффекта из-за колористического решения створки с Мадонной (хотя художник использовал гербовые цвета короля), до смелой трактовки образа Богородицы. «Богохульный либерализм», «опасная ассоциация религиозного и любовного», «декадентская непочтительность»... Так отзывался о Мадонне Фуке известный нидерландский философ Йохан Хёйзинга (Johan Huizinga) в своей книге 1919 года.

Согласно завещанию Этьена Шевалье, для которого Фуке создал не одну работу, диптих всегда должен был находиться в соборе Нотр-Дам города Мелен над его гробницей. Так оно и было на протяжении столетий, однако в 1775 году воля почтенного гражданина была нарушена: для реставрации Собора требовались средства, и работу разъединили и продали по частям.


Правую панель приобрел мэр Антверпена, и теперь она хранится в Королевском музее изящных искусств (Антверпен). По поводу левой панели имеются сведения о том, что она пополнила коллекцию германского поэта Клеменса Брентано (Clemens Brentano) в 1896 году: он мог узнать манеру Фуке по миниатюрам художника, имевшимся в собрании его брата. В настоящее время работа хранится в Берлинской картинной галерее. Оригинальные рамы работ, также представляющие собой произведения искусства, украшенные жемчугом, были утрачены.
Из-за исторических перипетий разделенного после 1775 года диптиха был позабыт факт о том, что изначально две части составляли единое целое. Сомнения разрешились благодаря современным технологиям: было установлено, что обе работы написаны на дубовых досках из одного ствола, срубленного примерно в 1446 году.

В Берлине диптих Жана Фуке будет подан в сопровождении весьма примечательных работ: от портрета, не вызывающего сомнений в авторстве Фуке, и работ Яна Ван Эйка, Петруса Кристуса и Рогира ван дер Вейдена до известного портрета из венского музея, об авторстве которого уже 40 лет ведутся дебаты.





Автопортрет Жана Фуке был одним из медальонов, украшавших раму створки. Его привезут на выставку в Берлин из парижского Лувра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий