Новый выставочный сезон открывается лондонскими ретроспективами Джаспера Джонса и Баскиа, продолжается Мураками и Климтом в Москве, Микеланджело в Нью-Йорке и финиширует снова в Лондоне, где на большой выставке соберут беспрецедентное число обнаженных Модильяни
Баскиа. Настоящий бум
Barbican Centre, Лондон
21 сентября 2017 – 28 января 2018
Эдо Бертолио. «Жан-Мишель Баскиа в шлеме для американского футбола. 1981 г.». Фото: © Edo Bertoglio, courtesy of Maripol. Artwork: © The Estate of Jean-Michel Basquiat. Licensed by Artestar, New York
Последняя — и довольно скромная — выставка Жан-Мишеля Баскиа в Лондоне прошла более 20 лет назад в галерее Serpentine, где были показаны всего 20 его работ. За прошедшее время художник не только не утратил своей популярности, но и, напротив, набрал вес, в том числе коммерческий: его работы с успехом продаются на мировом арт-рынке. Выставка, где будет представлено около сотни его крупных вещей, а также обширная программа фильмов и архивных материалов, состоится в лондонском Barbican Centre в сентябре. Организаторы проекта включили в экспозицию полотна Баскиа, отсылающие к Марселю Дюшану, Джексону Поллоку и Рою Лихтенштейну. Они покажут, как художник, по словам американского писателя Гленна О’Брайена, «впитывал каждое изображение, каждое слово, каждую единицу информации, которая представала перед ним».
Джаспер Джонс. Что-то вроде правды
Королевская академия художеств, Лондон
23 сентября – 10 декабря
Джаспер Джонс. «Мишень». 1961. Институт искусств Чикаго © Jasper Johns / VAGA, New York / DACS, London. Фото: © 2017. The Art Institute of Chicago / Art Resource, NY / Scala, Florence
В ретроспективу Джаспера Джонса, крупнейшую в Великобритании за последние 40 лет, войдет более 150 картин, скульптур, рисунков и принтов, включая самые известные работы художника. Здесь можно увидеть, как трансформировались за 60 лет знаковые визуальные образы творчества Джонса: флаги, мишени, карты, цифры. По словам организаторов, выставка позволит взглянуть на то, как Джонс использует символы и язык, на его размышления о картинах как физических объектах, о времени и его мимолетности, о памяти и смерти. Джонс редко делится мыслями о других художниках, тем не менее на выставке будут представлены работы, отсылающие, посредством образов и названий, к живописцам и поэтам разных эпох — от Альфреда Теннисона до Сэмюэла Беккетта и Винсента Ван Гога. Эта экспозиция входит в программу Королевской академии художеств по представлению творчества академиков, ранее в ее стенах были показаны Аниш Капур, Ай Вэйвэй, Дэвид Хокни и Ансельм Кифер.
Такаси Мураками. «Будет ласковый дождь»
Музей современного искусства «Гараж», Москва
29 сентября 2017 – 4 февраля 2018
Такаси Мураками. «Эка данпи» («Ампутация руки Эки»): «Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку». 2015. Фото: Perrotin © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved
Выставка в «Гараже» станет первым российским проектом одного из самых известных японских художников современности. Творчество Такаси Мураками, мастерски соединяющего узнаваемые образы поп-культуры с современным искусством и дизайном, будет показано в пяти разделах выставки, каждый из которых посвящен одному феномену японской культуры — от увлечения мангой и аниме и эстетикой «каваий» до переживания трагедии ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Проект охватит период с начала 1990-х по сегодняшний день. В «Гараже» даже появится временная студия художника, где прямо на глазах у зрителей будут завершены некоторые из новых произведений Мураками, создаваемых им специально для Москвы. Всего в российскую столицу приедет около 80 работ художника из Мемориального музея мира (Хиросима), Музея современного искусства XXI века (Канадзава), Художественного музея Мори (Токио) и частных собраний. Произведения Мураками поместят в контекст: традиционную японскую гравюру и живопись предоставят Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственный музей искусства народов Востока, а мангу и аниме из собственной коллекции даст сам художник.
Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина
ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
10 октября 2017 – 14 января 2018
Эгон Шиле. «Художник Макс Оппенгеймер». 1910. Фото: © The Albertina Museum, Vienna
Выставка в Пушкинском позволит расширить свои познания об одном из самых популярных художников начала прошлого века — Густаве Климте, чей знаменитый «Поцелуй» (1908) стал одним из наиболее тиражируемых на сувенирной продукции произведений искусства. Гораздо менее широко известно, что Климт был признанным рисовальщиком — убедиться в этом собственными глазами позволит экспозиция в ГМИИ. Музей Альбертина, обладатель одного из самых серьезных в мире собраний графики, предоставит на нее 120 рисунков. Вторым участником выставки станет Эгон Шиле, считавший себя учеником Климта (последний активно покровительствовал своему талантливому ученику, чьи рисунки неоднократно обвиняли в непристойности). По словам ведущего сотрудника Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков, хранителя французского рисунка XVI–XX веков Виталия Мишина, куратора выставки, она раздвинет «привычные представления о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве».
Быть современным. MoMA в Париже
Фонд Louis Vuitton, Париж
11 октября 2017 – 5 марта 2018
Брюс Науман. Человечность. Необходимость. Желание. Фото: MOMA
Вдохновляясь успехом двух последних крупнейших выставок: «Ключи к страсти» (2015) и «Коллекция Щукина» (2016), Фонд Louis Vuitton снова задумал грандиозное мероприятие, на сей раз в сотрудничестве с нью-йоркским Музеем современного искусства (MoMA). Двести работ из коллекции музея будут представлены на выставке, которая станет, по словам куратора фонда Сюзанн Паже, «своего рода манифестом будущего MoMA»: в 2019 году музей планирует приступить к радикальной реорганизации стоимостью $400 млн, которая поможет выйти за рамки модернизма, обозначенные его первым директором Альфредом Барром. «Сегодня междисциплинарность стала утвержденной моделью, и она означает открытость: географическую, культурную, социальную и технологическую», — комментирует Паже. Выставка в Париже, куратором которой выступил руководитель отдела фотографии MoMA Квентин Бажак, станет флагманом перемен. В экспозиции покажут разнообразные произведения искусства, которые музей приобретал с конца 1920-х годов и до нынешнего времени. Это, в частности, «Купальщик» Поля Сезанна и «Птица в космосе» Константина Бранкузи (приобретены в 1934 году), работы Александра Колдера, Марселя Дюшана, Рене Магритта, Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Яёи Кусамы, а также приобретения последних двух лет — «Киоск» Леле Савери и набор из 176 эмодзи Сигэтаки Куриты. Помимо европейских и американских мастеров, в проект включены художники из Восточной Европы, Турции, Египта и Японии.
Карт-бланш Камиль Энро. Тяжелые времена
Пале-де-Токио, Париж
18 октября 2017 – 7 января 2018
«Карт-бланш Камиль Энро. Тяжелые времена». Фото: Claudine Colin Communication
Видео «Великая усталость», рассказывающее историю Вселенной с помощью фотографий из Смитсоновского института, принесло Камиль Энро «Серебряного льва» на Венецианской биеннале в 2013 году. Живущая в Нью-Йорке французская художница разделила выставочное пространство Пале-де-Токио, Токийского дворца, на семь зон, каждая из которых будет представлять день недели со своим настроением и образами — от меланхоличного понедельника до домашнего воскресенья. Произведения Энро: скульптуру, рисунки, видео, инсталляции и икебану — дополняют работы пяти приглашенных художников, в том числе Дэвида Хоровица и Нэнси Лупо, а также поэта Джейкоба Бромберга.
Ранее в рамках программы «Карт-бланш» здесь прошли выставки Филиппа Паррено и Тино Сегала.
Микеланджело. Божественный конструктор и дизайнер
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
13 ноября 2017 – 12 февраля 2018
Микеланджело. Штудия Ливийской сивиллы. Около 1510–1511. Фото: The Metropolitan Museum of Art
В Метрополитен-музее готовятся к открытию выставки Микеланджело, которую без ложной скромности называют той, что можно увидеть раз в жизни. В нее вошло около 150 рисунков Микеланджело, в том числе полная графическая серия для Томмазо Кавальери, три мраморные скульптуры, ранняя живопись, деревянная модель часовни и большой эскиз к фреске в Ватикане. Экспонаты на выставку предоставили более 50 государственных и частных мировых коллекций.
Эль Лисицкий
Еврейский музей и центр толерантности, Новая Третьяковка, Москва
16 ноября 2017 – 18 февраля 2018
Эль Лисицкий. «Проун 84». 1923–1924. Фото: Государственная Третьяковская галерея
В двухчастном совместном проекте Государственной Третьяковской галереи и Еврейского музея и центра толерантности зрители увидят около 400 экспонатов. По словам организаторов, это первая столь масштабная ретроспектива одного из важнейших художников русского авангарда. Как рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, «будут показаны абсолютно уникальные работы из Европы и Баку, впервые в Россию приедут живописные произведения Лисицкого, написанные им в Германии». «Сложно в это поверить, но в России живописи Лисицкого нет», — добавила она. Выставка будет состоять из двух частей, и разместятся они на двух площадках. В Еврейском музее экспозиция будет посвящена раннему творчеству художника, в том числе активному участию в еврейских художественных организациях, особенно работе в «Культурлиге», ставившей своей целью развитие еврейской литературы и искусства. Третьяковская галерея покажет знаменитые «проекты утверждения нового» — проуны Лисицкого, которые он сам называл «пересадочными станциями от живописи к архитектуре», а также архитектурные проекты, эскизы проектов выставочного дизайна и фотографии из собственной коллекции ГТГ и из зарубежных музеев.
Модильяни
Тейт Модерн, Лондон
23 ноября 2017 – 2 апреля 2018
Амедео Модильяни. Юный крестьянин. 1918. Фото: Tate Photo © Tate
Выставка в Тейт Модерн пройдет на фоне скандала в Генуе, где в июле обнаружили 21 поддельную картину Амедео Модильяни, и другой крупной экспозиции — выставки ранних работ художника в Еврейском музее в Нью-Йорке (15 сентября 2017 года — 4 февраля 2018 года). Выставка в Великобритании представит почти 100 работ из 30 частных коллекций и 40 музеев. Среди них десять знаменитых картин с обнаженной натурой, которые были признаны «непристойными», когда художник явил их миру, — до сих пор в таком количестве здесь их не выставляли. С помощью технологии виртуальной реальности будут воссозданы сцены Парижа XX века, где Модильяни провел вторую половину своей недолгой жизни. «Модильяни известен во всем мире, но такая большая ретроспектива проходит в Великобритании впервые», — отметила Эмма Льюис, заместитель куратора выставки.
Баскиа. Настоящий бум
Barbican Centre, Лондон
21 сентября 2017 – 28 января 2018
Эдо Бертолио. «Жан-Мишель Баскиа в шлеме для американского футбола. 1981 г.». Фото: © Edo Bertoglio, courtesy of Maripol. Artwork: © The Estate of Jean-Michel Basquiat. Licensed by Artestar, New York
Последняя — и довольно скромная — выставка Жан-Мишеля Баскиа в Лондоне прошла более 20 лет назад в галерее Serpentine, где были показаны всего 20 его работ. За прошедшее время художник не только не утратил своей популярности, но и, напротив, набрал вес, в том числе коммерческий: его работы с успехом продаются на мировом арт-рынке. Выставка, где будет представлено около сотни его крупных вещей, а также обширная программа фильмов и архивных материалов, состоится в лондонском Barbican Centre в сентябре. Организаторы проекта включили в экспозицию полотна Баскиа, отсылающие к Марселю Дюшану, Джексону Поллоку и Рою Лихтенштейну. Они покажут, как художник, по словам американского писателя Гленна О’Брайена, «впитывал каждое изображение, каждое слово, каждую единицу информации, которая представала перед ним».
Джаспер Джонс. Что-то вроде правды
Королевская академия художеств, Лондон
23 сентября – 10 декабря
Джаспер Джонс. «Мишень». 1961. Институт искусств Чикаго © Jasper Johns / VAGA, New York / DACS, London. Фото: © 2017. The Art Institute of Chicago / Art Resource, NY / Scala, Florence
В ретроспективу Джаспера Джонса, крупнейшую в Великобритании за последние 40 лет, войдет более 150 картин, скульптур, рисунков и принтов, включая самые известные работы художника. Здесь можно увидеть, как трансформировались за 60 лет знаковые визуальные образы творчества Джонса: флаги, мишени, карты, цифры. По словам организаторов, выставка позволит взглянуть на то, как Джонс использует символы и язык, на его размышления о картинах как физических объектах, о времени и его мимолетности, о памяти и смерти. Джонс редко делится мыслями о других художниках, тем не менее на выставке будут представлены работы, отсылающие, посредством образов и названий, к живописцам и поэтам разных эпох — от Альфреда Теннисона до Сэмюэла Беккетта и Винсента Ван Гога. Эта экспозиция входит в программу Королевской академии художеств по представлению творчества академиков, ранее в ее стенах были показаны Аниш Капур, Ай Вэйвэй, Дэвид Хокни и Ансельм Кифер.
Такаси Мураками. «Будет ласковый дождь»
Музей современного искусства «Гараж», Москва
29 сентября 2017 – 4 февраля 2018
Такаси Мураками. «Эка данпи» («Ампутация руки Эки»): «Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку». 2015. Фото: Perrotin © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved
Выставка в «Гараже» станет первым российским проектом одного из самых известных японских художников современности. Творчество Такаси Мураками, мастерски соединяющего узнаваемые образы поп-культуры с современным искусством и дизайном, будет показано в пяти разделах выставки, каждый из которых посвящен одному феномену японской культуры — от увлечения мангой и аниме и эстетикой «каваий» до переживания трагедии ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Проект охватит период с начала 1990-х по сегодняшний день. В «Гараже» даже появится временная студия художника, где прямо на глазах у зрителей будут завершены некоторые из новых произведений Мураками, создаваемых им специально для Москвы. Всего в российскую столицу приедет около 80 работ художника из Мемориального музея мира (Хиросима), Музея современного искусства XXI века (Канадзава), Художественного музея Мори (Токио) и частных собраний. Произведения Мураками поместят в контекст: традиционную японскую гравюру и живопись предоставят Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственный музей искусства народов Востока, а мангу и аниме из собственной коллекции даст сам художник.
Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина
ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
10 октября 2017 – 14 января 2018
Эгон Шиле. «Художник Макс Оппенгеймер». 1910. Фото: © The Albertina Museum, Vienna
Выставка в Пушкинском позволит расширить свои познания об одном из самых популярных художников начала прошлого века — Густаве Климте, чей знаменитый «Поцелуй» (1908) стал одним из наиболее тиражируемых на сувенирной продукции произведений искусства. Гораздо менее широко известно, что Климт был признанным рисовальщиком — убедиться в этом собственными глазами позволит экспозиция в ГМИИ. Музей Альбертина, обладатель одного из самых серьезных в мире собраний графики, предоставит на нее 120 рисунков. Вторым участником выставки станет Эгон Шиле, считавший себя учеником Климта (последний активно покровительствовал своему талантливому ученику, чьи рисунки неоднократно обвиняли в непристойности). По словам ведущего сотрудника Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков, хранителя французского рисунка XVI–XX веков Виталия Мишина, куратора выставки, она раздвинет «привычные представления о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве».
Быть современным. MoMA в Париже
Фонд Louis Vuitton, Париж
11 октября 2017 – 5 марта 2018
Брюс Науман. Человечность. Необходимость. Желание. Фото: MOMA
Вдохновляясь успехом двух последних крупнейших выставок: «Ключи к страсти» (2015) и «Коллекция Щукина» (2016), Фонд Louis Vuitton снова задумал грандиозное мероприятие, на сей раз в сотрудничестве с нью-йоркским Музеем современного искусства (MoMA). Двести работ из коллекции музея будут представлены на выставке, которая станет, по словам куратора фонда Сюзанн Паже, «своего рода манифестом будущего MoMA»: в 2019 году музей планирует приступить к радикальной реорганизации стоимостью $400 млн, которая поможет выйти за рамки модернизма, обозначенные его первым директором Альфредом Барром. «Сегодня междисциплинарность стала утвержденной моделью, и она означает открытость: географическую, культурную, социальную и технологическую», — комментирует Паже. Выставка в Париже, куратором которой выступил руководитель отдела фотографии MoMA Квентин Бажак, станет флагманом перемен. В экспозиции покажут разнообразные произведения искусства, которые музей приобретал с конца 1920-х годов и до нынешнего времени. Это, в частности, «Купальщик» Поля Сезанна и «Птица в космосе» Константина Бранкузи (приобретены в 1934 году), работы Александра Колдера, Марселя Дюшана, Рене Магритта, Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Яёи Кусамы, а также приобретения последних двух лет — «Киоск» Леле Савери и набор из 176 эмодзи Сигэтаки Куриты. Помимо европейских и американских мастеров, в проект включены художники из Восточной Европы, Турции, Египта и Японии.
Карт-бланш Камиль Энро. Тяжелые времена
Пале-де-Токио, Париж
18 октября 2017 – 7 января 2018
«Карт-бланш Камиль Энро. Тяжелые времена». Фото: Claudine Colin Communication
Видео «Великая усталость», рассказывающее историю Вселенной с помощью фотографий из Смитсоновского института, принесло Камиль Энро «Серебряного льва» на Венецианской биеннале в 2013 году. Живущая в Нью-Йорке французская художница разделила выставочное пространство Пале-де-Токио, Токийского дворца, на семь зон, каждая из которых будет представлять день недели со своим настроением и образами — от меланхоличного понедельника до домашнего воскресенья. Произведения Энро: скульптуру, рисунки, видео, инсталляции и икебану — дополняют работы пяти приглашенных художников, в том числе Дэвида Хоровица и Нэнси Лупо, а также поэта Джейкоба Бромберга.
Ранее в рамках программы «Карт-бланш» здесь прошли выставки Филиппа Паррено и Тино Сегала.
Микеланджело. Божественный конструктор и дизайнер
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
13 ноября 2017 – 12 февраля 2018
Микеланджело. Штудия Ливийской сивиллы. Около 1510–1511. Фото: The Metropolitan Museum of Art
В Метрополитен-музее готовятся к открытию выставки Микеланджело, которую без ложной скромности называют той, что можно увидеть раз в жизни. В нее вошло около 150 рисунков Микеланджело, в том числе полная графическая серия для Томмазо Кавальери, три мраморные скульптуры, ранняя живопись, деревянная модель часовни и большой эскиз к фреске в Ватикане. Экспонаты на выставку предоставили более 50 государственных и частных мировых коллекций.
Эль Лисицкий
Еврейский музей и центр толерантности, Новая Третьяковка, Москва
16 ноября 2017 – 18 февраля 2018
Эль Лисицкий. «Проун 84». 1923–1924. Фото: Государственная Третьяковская галерея
В двухчастном совместном проекте Государственной Третьяковской галереи и Еврейского музея и центра толерантности зрители увидят около 400 экспонатов. По словам организаторов, это первая столь масштабная ретроспектива одного из важнейших художников русского авангарда. Как рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, «будут показаны абсолютно уникальные работы из Европы и Баку, впервые в Россию приедут живописные произведения Лисицкого, написанные им в Германии». «Сложно в это поверить, но в России живописи Лисицкого нет», — добавила она. Выставка будет состоять из двух частей, и разместятся они на двух площадках. В Еврейском музее экспозиция будет посвящена раннему творчеству художника, в том числе активному участию в еврейских художественных организациях, особенно работе в «Культурлиге», ставившей своей целью развитие еврейской литературы и искусства. Третьяковская галерея покажет знаменитые «проекты утверждения нового» — проуны Лисицкого, которые он сам называл «пересадочными станциями от живописи к архитектуре», а также архитектурные проекты, эскизы проектов выставочного дизайна и фотографии из собственной коллекции ГТГ и из зарубежных музеев.
Модильяни
Тейт Модерн, Лондон
23 ноября 2017 – 2 апреля 2018
Амедео Модильяни. Юный крестьянин. 1918. Фото: Tate Photo © Tate
Выставка в Тейт Модерн пройдет на фоне скандала в Генуе, где в июле обнаружили 21 поддельную картину Амедео Модильяни, и другой крупной экспозиции — выставки ранних работ художника в Еврейском музее в Нью-Йорке (15 сентября 2017 года — 4 февраля 2018 года). Выставка в Великобритании представит почти 100 работ из 30 частных коллекций и 40 музеев. Среди них десять знаменитых картин с обнаженной натурой, которые были признаны «непристойными», когда художник явил их миру, — до сих пор в таком количестве здесь их не выставляли. С помощью технологии виртуальной реальности будут воссозданы сцены Парижа XX века, где Модильяни провел вторую половину своей недолгой жизни. «Модильяни известен во всем мире, но такая большая ретроспектива проходит в Великобритании впервые», — отметила Эмма Льюис, заместитель куратора выставки.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4894/
Комментариев нет:
Отправить комментарий