«Возвращение блудного сына» - последняя картина Рембрандта как отражение личной трагедии художника



Голландский художник Рембрандт ван Рейн и его полотно «Возвращение блудного сына».

Свою картину «Возвращение блудного сына» Рембрандт писал незадолго до смерти. Некоторые знатоки живописи называют это полотно кульминацией его творчества. Но мало кто знает, что известный библейский сюжет стал отражением реальных трагических событий в жизни мастера.




Возвращение блудного сына. Рембрандт. | Фото: christofgrace.files.wordpress.com.

Библейский сюжет картины известен, пожалуй, каждому. У отца было два сына. Старший помогал отцу в ведении хозяйства, а младший потребовал свою часть наследства и отправился предаваться всем порокам разгульной жизни. Когда же деньги закончились, непутевый сын оказался на самом дне. Ему приходилось пасти свиней за миску каши, скитаться, просить милостыню. В итоге он решил вернуться в отчий дом и пасть перед родителем на колени. Отец прощает сына.

Именно этот момент в притче выбирали для себя самые известные живописцы. Рембрандт тоже изобразил сцену прибытия блудного сына домой. Однако его работа отличается от полотен других живописцев.




Возвращение блудного сына. Ян Стен, 1668-1670 гг. | Фото: artist-gallery.ru.

Если сравнить картины Рембрандта и других художников, то становится виден их разительный контраст. Например, у Яна Стена, бывшего в свое время гораздо популярнее Рембрандта, на картине сюжет тот же, а выполнен более оптимистичном ключе. Слуги трубят в рог, ведут закалывать теленка, несут хорошую одежду.





Возвращение блудного сына. Мурильо, 1667-1670 гг. | Фото: arts-dnevnik.ru.

Почти тоже самое наблюдается и у испанского художника Мурильо. Тут же снова виден очаровательный теленок, одежда на подносе, радостная собачка.




Возвращение блудного сына. Фрагмент. | Фото: 2.bp.blogspot.com.

У Рембрандта отсутствуют все лишние атрибуты, он сосредоточился лишь на эмоциях отца и сына. Правильнее будет сказать, что переживаний на лице блудного сына не видно, но его внешний вид и поза могут сказать многое. Рваная одежда, стертая обувь, мозоли на стопах – все это настолько глубоко передает эмоциональность сцены. А еще любовь, всепрощающая любовь отца…




Титус в образе монаха. Рембрандт, 1660 год. | Фото: istanbulsanatevi.com.

«Возвращение блудного сына» мастер написал почти сразу после ужасной трагедии, постигшей его. Не стало его единственного сына Титуса. Он был плодом любви Рембрандта и его обожаемой супруги Саскии. Титус - единственный выживший ребенок в семье, остальные трое скончались в младенчестве.

Обезумевшего от горя отца настойчиво посещали мысли о самоубийстве. Не совершить его помогла лишь работа над картиной «Возращение блудного сына». Рембрандт словно спроецировал себя на место отца в библейском сюжете, который имел счастье обнять своего ребенка.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/060917/35886/

1 комментарий:

  1. Спасибо за этот рассказ. Всегда чувствовала особый трагизм этого полотна, но сухие факты о сюжете и дате написания не трогают так эмоции зрителя. Сопереживание с великим художником и понимание, насколько этот сюжет проходил через его израненное болью сердце, собственные тревоги за своего ребёнка и его судьбу сложились у меня в собственное глубоко личное восприятие этой уникальной картины.

    ОтветитьУдалить