Русский музей показывает «Мечты о мировом расцвете»

Проект к 100-летию революции представляет, как увидели художники первые десятилетия ХХ века: от волнений 1905 года до энтузиазма первой пятилетки




Павел Филонов. «Формула петроградского пролетариата». 1922. Фото: Государственный Русский музей

Впервые Русский музей решил совместить в одном, сравнительно небольшом проекте (100 произведений) Илью Репина и Казимира Малевича, Валентина Серова и Павла Филонова, Бориса Григорьева и Александра Самохвалова. Получилось просветительское шоу о «великой утопии», дополненное цитатами из литературы, писем и воспоминаний самих художников.


Четверть века назад такое название получила первая большая международная выставка о русском авангарде. Но «Мечты о мировом расцвете» — это не только и не столько про авангард. Временные рамки представленных произведений — 1903–1934 год. В аллегорической картине «Какой простор!» Репин изобразил парочку, стоящую по колено в бурных волнах Финского залива. Речь, ра­зумеется, не о шалостях молодости: залезли в ледяную воду при полном параде. Вешняя вода — символ обновления. «В живописи я моложусь», — признавался 59-летний художник своей корреспондентке Марианне Веревкиной по поводу этой картины. Только ошибся Илья Ефимович: скоро бурные воды истории накрыли его персонажей с головой.

Но до этого еще будут интеллигентские восторги и опьянение свободой в картине «17 октября 1905 года» того же Репина. Несмотря на то что Валентин Серов уже создал антимонархическую картину «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» — о расстреле мирной демонстрации рабочих 9 января.

Натан Альтман. «Петрокоммуна». 1921. Фото: Государственный Русский музей

Музей не мог упустить возможности показать побольше Филонова. «Кому нечего терять», «Пир королей», «Германская война», «Перерождение человека», «Ввод в мировой расцвет»... Мечты основателя аналитического искусства — космичные и вневременные, но порождены российской историей, свидетелем которой он оказался. Как заметил о революционных днях в Петрограде Борис Кустодиев, «здесь все кипит... Такой улицы надо столетиями дожидаться». Кипение вылилось в картины «Большевик» и «Демонстрация на площади Урицкого». Впрочем, партиец ростом со среднюю церковь, шагающий по морю человечков, — из разряда безошибочных предчувствий.

«Красный квадрат» Малевича и «Богоматерь Умиление злых сердец» Кузьмы Петрова-Водкина созданы в 1915 году, но выглядят иконами из одного коммунистического «чина». Как мечта о новом, совершенном человеке. Но до него еще очень далеко. В 1918-м Петров-Водкин пишет натюрморт «Селедка», чтобы хоть как-то заглушить жуткий петроградский голод. Русский музей не мог отказать себе в удовольствии показать и свое фирменное блюдо — «круг художников». Грозную, как сфинкс, зеленую «Кондукторшу» Самохвалова, синий «Сенокос» Алексея Пахомова, фиолетовый «Турбокорпус завода „Электросила“» Вячеслава Пакулина. Авторы утрируют цвет, создавая настроение праздника труда.

В 1932 году выходит постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Через два года первый председатель правления ЛОСХ Петров-Водкин пишет картину «1919 год. Тревога». Мужчина выглядывает в окно, игнорируя жену и двух маленьких детей. Позже художник объяснит этот сюжет «боязнью за то, чтобы не дрогнули завоевания революции». Мечты о мировом расцвете закончились, впереди был большой террор в отдельно взятой большой стране.

Русский музей
Мечты о мировом расцвете
До 20 ноября
http://www.theartnewspaper.ru/posts/5021/

Комментариев нет:

Отправить комментарий