Последний фаворит императрицы Платон Зубов | Фото: diletant.media
26 ноября исполняется 250 лет со дня рождения Платона Зубова – человека, чье имя вряд ли вошло бы в историю, не будь его покровительницей сама Екатерина II. Когда пишут о ее фаворитах, главное внимание обычно уделяют Григорию Орлову и Григорию Потемкину – и неудивительно, ведь они сыграли заметную роль не только в личной жизни государыни, но и в общественно-политической жизни страны. Чего нельзя сказать о Платоне Зубове – его называли бледной тенью предшественников. А вот сама императрица, последний фаворит которой был моложе ее на 38 лет, так не считала…
Ф. Рокотов. Портрет Екатерины II, 1780-е гг. | Фото: muzei-mira.com
Платон Зубов происходил из семьи мелкопоместных дворян, его отец был провинциальным вице-губернатором. Екатерина обратила внимание на поручика одного из гвардейских полков, когда ему было 22 года, а ей – 60. Он стал ее последним фаворитом и первым из тех, кто был ее официальным избранником не по протекции Потемкина, а благодаря стараниям его противников – Салтыкова и Нарышкиной.
И. Лампи. Портрет князя Платона Александровича Зубова, 1802 | Фото: diletant.media
Молодой фаворит имел на стареющую императрицу огромное влияние. Говорят, однажды в театре давали спектакль по Мольеру, и актриса произнесла со сцены: «Что женщина в 30 лет может быть влюбленною, пусть! Но в 50?! Это нетерпимо!» После этих слов Екатерина поднялась, произнесла: «Эта вещь глупа и скучна!» – и удалилась из зала. Она была убеждена в том, что и в 60-летнем возрасте была достаточно привлекательной. Придворные дамы укрепляли эту уверенность, повторяя ей о том, что Зубов от нее совершенно без ума.
И. Лампи. Портрет Платона Зубова, 1793 | Фото: aif.ru
Большинство современников утверждают, что молодость была единственным достоинством последнего фаворита императрицы. Судя по всему, ни блестящим умом, ни стратегическим мышлением, ни другими талантами он, в отличие от своих предшественников, не обладал. О нем писали: «Изо всех сил мучит себя над бумагами, не имея ни беглого ума, ни пространных способностей, бремя выше его настоящих сил». Граф Безбородко, опытный дипломат, в письме к Воронцову отмечал с негодованием: «Я золотарь – очищаю то, что пакостит Зубов… Этот ребенок с хорошими манерами, но не дальнего ума; не думаю, чтобы он долго продержался на своем месте. Впрочем, это меня не занимает».
И. Саблуков. Портрет Екатерины II, 1770-е гг. | Фото: aria-art.ru
Тем временем сама императрицы не теряла надежды воспитать из своего последнего фаворита нового государственного деятеля. Однако все ее усилия были тщетны: его политические проекты были оторваны от действительности, а самым привычным распоряжением было: «Делайте, как было прежде». Екатерина называла Зубова «мое милое дитя Платоша» и признавалась Потемкину: «Я возвратилась к жизни, как муха после зимней спячки… Я снова весела и здорова». Он не разделял ее энтузиазма, но с присутствием фаворита смирился.
Неизвестный художник XIX в. Князь Г. А. Потемкин-Таврический | Фото: aria-art.ru
После смерти Потемкина влияние Платона Зубова при дворе усилилось. Ему перешли «по наследству» многие из тех должностей, которые ранее занимал Потемкин, он стал обладателем 20-миллионного состояния и был назначен генерал-фельдцейхмейстером, новороссийским генерал-губернатором, начальником Черноморского флота. Правда, всеми делами вместо него занимались три помощника: Альтести, Грибовский и Рибас. При Зубове расцвело взяточничество – вельможи выстраивались к нему в очередь, чтобы попросить помощи в решении различных вопросов. А молодой фаворит упивался могуществом и активно протежировал своих многочисленных родственников.
П. Дрождин. Портрет Екатерины II, 1796 | Фото: aria-art.ru
Шарль Франсуа Массон, автор «Секретных записок о России времени царствования Екатерины II и Павла I», писал: «Развалясь в креслах, в самом непристойном неглиже, засунув мизинец в нос, с глазами, бесцельно устремленными в потолок, этот молодой человек, с лицом холодным и надутым, едва удостаивал обращать внимание на окружающих. Он забавлялся дурачествами своей обезьяны, которая скакала по головам подлых льстецов, или разговаривал со своим шутом. А в это время старцы, под началом которых он начал служить сержантом – Долгорукие, Голицыны, Салтыковы и все остальные ожидали, чтобы он низвел свои взоры, чтобы униженно приникнуть к его стопам. Из всех баловней счастья ни один, кроме Зубова, не был так тщедушен и наружно, и внутренне».
Д. Левицкий. Слева – Портрет Екатерины II. Справа – Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия, 1780-е гг. | Фото: aria-art.ru
Спустя 7 лет, после смерти своей покровительницы, Платон Зубов покинул высший свет и поселился в своем имении. Вместе с братьями он участвовал в заговоре и убийстве Павла I, но вскоре оказался на обочине политической жизни. В 54 года он наконец решил жениться – его избранницей стала молодая, небогатая и незнатная красавица-полька. Через год Платон Зубов скончался, оставив супруге многомиллионное состояние.
Виргилиус Эриксен. Екатерина Великая | Фото: aria-art.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий