Что такое «сизифов труд» на самом деле, или Как хитрейший из греков, сумел перехитрить владыку Олимпа



Сизифов труд как наказание богов.
Образ античного героя грандиозного полотна «Наказание Сизифа» был взят Тицианом Вечеллио из древнегреческого мифа, повествующего о том, как хитрейший греческий царь выдал людям тайны богов Олимпа, за что и понес тяжкое наказание.




Тициано Вечеллио «Наказание Сизифа». (1547-1549).Размер картины 237 x 216 см, холст, масло.

Это полотно, впечатляющее своими размерами - около двух с половиной метров в высоту и шириной более двух метров, у зрителя вызывает ощущение остановки течения времени и бесконечности.




Тициано Вечеллио «Наказание Сизифа». Фрагмент.1547-1549

Тициан за счет красочной палитры и мастерского использования света и тени сумел на холсте великолепно передать фактуру и склад атлетической фигуры античного героя,
освещенной последними закатными лучами солнца.

Мускулистое его тело как бы намертво слилось с огромной каменной глыбой в единый монолит, не уступая ей в твердости; и которое олицетворяет бесконечный и бесполезный тяжкий труд, называемый "Сизифововым"


Миф о хитром Сизифе, посмевшем тягаться с богами Олимпа
Античная греческая мифология насыщена множеством ярких героев, одним из которых был коринфский царь Сизиф. Существует несколько версий легенды, связанной с этим именем, но все сводятся к одной сути: Сизиф, будучи чрезмерно хитрым, коварным и изворотливым человеком, умудрился нажить себе недоброжелателей не только среди людей, но и среди богов.




Зевс - Громовержец. Античная вазопись.

Как повествует одно из древнегреческих преданий: однажды Сизиф осмелился разоблачить в неблагочестивых деяниях самого владыку Олимпа - бога Зевса, который страшно разгневавшись, послал к провинившемуся царю смерть в облике бога Танатоса. Дабы тот незамедлительно низверг Сизифа в царство мертвых к Аиду, а тот подверг его самым жестоким мучениям.

Однако хитрый Сизиф не оплошал, он устроил Танатосу почетную встречу за роскошным столом и, напоив бога, велел его заковать в оковы. На земле сразу же перестали умирать люди, даже тяжело больные и смертельно раненые воины, которые сами просили прекратить их страдания.

Но смерть не приходила к ним. И никто уже не приносил жертвы богам подземного царства. И сам владыка царства умерших - Аид удивлялся, почему так долго не появляются в его владении новые тени усопших. Этого беспорядка не вынес бог войны Арес, он лично прибыл в Коринф и освободил Танатоса из оков, первой жертвой которого стал, конечно же Сизиф




Бог войны - Арес. Античная вазопись.

Но и на этот раз хитрость и изворотливость царя взяли верх, он перед смертью приказал своей жене Меропе, чтобы та после его ухода в царство мертвых оставила тело без погребения и не совершала никаких заупокойных обрядов. И поскольку ритуальный обычай был дерзко нарушен, возмущенная душа Сизифа обратилась к Аиду и Персефоне с просьбой отпустить его в мир живых на три дня, чтобы он мог позаботиться о собственных похоронах, а заодно и хорошенько наказать нерадивую жену. И боги царства мертвых, растроганные его благородным негодованием, согласились отпустить неупокоенную душу Сизифа на этот срок.




Боги мертвых -
Аид и Персефона. Античная вазопись.

Однако, вернувшись в мир живых, Сизиф напрочь забыл о своем обещании. Куда уж лучше было хитрому коринфскому царю жить под голубым небом и нежиться под теплыми лучами солнца и радоваться, что посчастливилось ему одному из всех смертных вернуться из мрачного царства, а не быть тенью умершего во владениях Аида.

Но это уже не сошло с рук лжецу. Аид, сильно разгневавшись, вновь послал бога смерти за душой Сизифа, которую Танатас и низверг в преисподнюю.




Бог смерти Танатас. Античная вазопись.

С тех времен и несет тяжкую кару в загробной жизни за все свое коварство, за весь обман, которые совершил на земле коринфский царь. И вынужден подымать на высоченную, гору огромный камень. Изможденный тяжким трудом из последних сил доходит Сизиф почти до самой вершины: еще небольшой шаг и окончен будет Сизифов труд, но зловещий камень выскальзывает с его рук и с грохотом катится вниз, вздымая шлейф пыли. И вновь начинает свою работу коринфский царь.




Персефона смотрит на Сизифов труд в подземном царстве Аида. Аттическая чернофигурная амфора, ок. 530 до Р. Х.

Наказание за непослушание смерти продолжается и поныне: так и тащит свою тяжкую ношу Сизиф, но никак ему не суждено достигнуть горной вершины.


Сизиф, олицетворяющий "сизифов труд" в творчестве художников, скульпторов, поэтов



Скульптура "Сизифов труд". 1534.

Одиссей, видевший Сизифа в царстве теней, так повествовал о нем:

Видел я также Сизифа, казнимого страшною казнью;
Тяжкий камень снизу обеими влек он руками
В гору; напрягши мышцы, ногами в землю упершись.
Камень двигал он вверх; но едва достигал до вершины
С тяжкою ношей, – назад устремлялся обманчивый камень.
Снова силился воздвигнуть тяжесть он, мышцы напрягши.
Тело в поту, голова вся покрыта черною пылью.
(Гомер. Одиссея. XI, 594 – 600.)




«Сизиф». Автор: Karl Kopinski.




«Сизиф». Автор: Наталья Папирна.

По прошествии многих столетий в восприятии людей образ героя античности Сизифа постепенно видоизменился – он стал вызывать не презрение, а сочувствие. На второй план отошли его нелицеприятные деяния, он стал восприниматься как человек, который построил прекрасный город, не побоялся разоблачить Зевса Громовержца, "водил за нос" саму смерть.



Сизиф. Италия.Озеро Маджоре.




«Сизиф». Автор: Аркадий Острицкий

Могила же Сизифа, издавна находившаяся в тайном месте неподалеку от Коринфа, со временем стала считаться священной. Тяжкая кара перестала восприниматься как заслуженное наказание, а стала символом мстительности и злопамятности богов.

А сам Сизиф - хитрейший из греков - после смерти нашел свое воплощение в творчестве многих художников, скульпторов и стал олицетворением бесплодного труда, называемым «Сизифовым».




«Сизиф». Автор: Николай Бурдыкин.




«Сизиф». Автор: Франц фон Штук.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/061117/36513/

Комментариев нет:

Отправить комментарий