Хаим Сутин.(1955). Автор: Маревна / Гладиолусы. Автор: Хаим Сутин.
О чудачествах художника-безумца Хаима Сутина ходили легенды: "Все свои картины он писал голым, рисовал еду, прежде чем ее съесть, даже если был очень голоден, с женщинами вел себя смехотворно, выглядел неряхой и всегда жил в ужасающем беспорядке",- так о нем вспоминали современники. И мог ли он предполагать, что с течением времени его работы, ранее продаваемые им за гроши, будут в списке самых дорогих картин мира, оценивающихся в десятки миллионов долларов.
Хаим Сутин.
Много художников, уехавших в годы революции из России, долгое время были совершенно не известны на родине. Живя в Париже, они относили себя к «французским художникам». Среди них Марк Шагал, Хаим Сутин, Цадкин, Липшиц и другие "замолчанные гении", оставшиеся за пределами внимания русских историков искусства. Хаим Соломонович Сутин тоже был среди этих забытых родиной, но всю жизнь писавший в документах «русский» и в графе место рождения - "Россия".
Висячий заяц. (1923). Автор: Хаим Сутин.
Бычья туша. Цена: 28 165 750 долларов. Автор: Хаим Сутин.
Художник широко известен публике в Америке и на Западе, его картины украшают крупнейшие мировые музеи и галереи а уникальные полотна Хаима Сутина постоянно появляются на аукционных торгах. К примеру, в 2016 году «Бычья туша» была продана за $28,165 млн, а «Камердинер» – за $16,9 млн, двумя годами раньше «Маленький кондитер» – за $18 млн, «Невеста» – за $15,6 млн. Сегодня немало коллекционеров России хотят иметь в своей коллекции работы этого уникального художника, вровень стоящего с такими известными фигурами мирового искусства как - Ван Гог, Мунк, Пикассо.
Маленький кондитер. Ок. (1927). Холст, масло. 76,5 x 68,9 Christie’s.(2013). Цена: 18 043 750 долларов. Автор: Хаим Сутин.
Освежеванный бык
Холст, масло. 129,8 x 75. Christie’s. (2006). Цена: 7 848 000 фунтов. Автор: Хаим Сутин.
Холст, масло. 129,8 x 75. Christie’s. (2006). Цена: 7 848 000 фунтов. Автор: Хаим Сутин.
Хаим Сутин в истории искусства фигура загадочная и демоническая. Из слов очевидцев
"Писал он свои холсты бурно, горячо, выкладываясь до конца. Отходил от мольберта, когда уже ноги его не держали". И голым он рисовал всегда... "не потому что эксгибиционист — не было денег на одежду. Во время работы он снимал вещи, чтобы они не снашивались».Хаим восхищал своей манерой письма многих современных ему художников, но он так и не примкнул ни к одному из авангардных течений, возникающих и развивающихся в то время в Париже,
Рыба и помидоры. Ок. (1924). Холст, масло. 61 x 81, Sotheby’s. Цена: 2 729 250 фунтов. Автор: Хаим Сутин.
История жизни Хаима Сутина, французского художника, еврея эмигрировавшего из России, получившего громкую славу в Америке, очень необычна и вся состоит из контрастов, как и его наполненные необыкновенной страстью полотна.
Автопортрет. (1918). Автор: Хаим Сутин.
Еще совсем молодым в 1913 году из местечка Смиловичи, что под Минском, начинающий художник уехал в Париж, о котором грезил, в котором думал прославиться. И где потом жил в нищете долгие годы, не имея денег ни на еду, ни на одежду, самозабвенно писал свои полотна, ничем вокруг себя не интересуясь. Его натурщицами были проститутки, образами для натюрмортов – несвежие туши с соседней бойни. И чтобы купить холсты и краски, продавал свои работы за сущие копейки.
Кондитер. Автор: Хаим Сутин.
Из воспоминаний друга, живущего вместе с ним в одной квартире: "Постоянно недоедающий Хаим приносил из лавки снедь и, страдая от голода, сначала рисовал ее и лишь потом ел... Он становился бесноватым, слюни текли у него при мысли о предстоящем «королевском обеде»... рассудок как будто совсем покидал его – ничего не видел, ничего не слышал, ничего не понимал...».
Маревна
(урождённая Мария Воробьёва). Посвящается друзьям с Монпарнаса. 1962 г.
Слева направо: Диего Ривера, Маревна с дочкой Марикой, Илья Эренбург,
Хаим Сутин, Амедео Модильяни, Жанна Эбютерн, Макс Жакоб, Мойше Кислинг,
Леопольд Зборовски.
В Париже Хаим сблизился с Амедео Модильяни и другими художниками, жившими в богемной коммуне «Улей». Друзья о нем заботились, приодели его, понемногу обучили хорошим манерам, наняли ему приличное жилье. Очень скоро они с Амадео стали близкими друзьями, и итальянец постоянно давал Сутину немного денег, знакомил с нужными людьми, приводил натурщиц. Модильяни называл Хаима гением, поддерживал в трудные годы парижской эмиграции и написал его портрет. В итоге Сутин стал одной из самых ярких фигур «Парижской школы» искусства.
Портрет Хаима Сутина. Автор: Амадео Модильяни.
В течении десяти лет жизни во французской столице Хаиму приходилось очень тяжело: безденежье, голод, скитание по углам. Пока в 1923 году не произошел крутой поворот в жизни живописца. Словно в волшебной сказке: приехал американский меценат и коллекционер Альберт Барнс скупил около 60-ти работ Сутина за 20000 франков. Благодаря чему Сутин прославился в Америке и в мире.
Красная лестница в Кане. (1923). Холст, масло. 73 x 54 Christie’s.(2007). Цена: 3 283 333 фунта.
Хотя большие деньги и слава, тридцать художественных выставок при жизни художника никак не изменили уклад бытия самого Хаима. Художник никогда не знал, что делать, чтобы добиться успеха. Но зато точно знал, что живопись его – новая и необычная.
Лежащая женщина. (1916). Автор: Хаим Сутин.
Женщина в красном. Автор: Хаим Сутин.
Девушка с зонтиком. Автор: Хаим Сутин.
Холсты Сутина – портреты, натюрморты и пейзажи, наполненные яростной красочностью, драматизмом, искренней наивностью вызывают душевный всплеск. И о каждой его работе можно сказать: «Больно смотреть». Увядающие гладиолусы в вазе, кровавые вывернутые туши, пламенеющая земля на городском пейзаже, красный воротник на портрете - как одержимость художника кроваво-красным: пылающим цветом, превращающим любое полотно в трагедию.
Камердинер. Ок. 1927–1928. Холст, масло. 109,2 x 63,2. Sotheby's.(2010). Цена: 7 881 250 фунтов
Хаим очень много писал и краски на его холстах не переставали "кричать", а в жизни же его мучили приступы боли в желудке: давала о себе знать язва, заработанная в результате постоянного голода. В августе 1943 года его оперировали, но сделать уже ничего было нельзя. В последний пусть в оккупированном Париже его провожали Мари Оранш и художники Пабло Пикассо, Жан Кокто и Макс Жакоб.
Женщина, входящая в воду. (Около 1931). Холст, масло. 114 х 215;72. Музей Искусства Авангарда. Автор: Хаим Сутин.
Ева. Автор: Хаим Сутин.
В октябре нынешнего года в Пушкинском музее прошла первая большая ретроспективная выставка художника-авангардиста и она впечатлила даже неискушенного зрителя и имела большой успех.
На выставке в Пушкинском музее
Комментариев нет:
Отправить комментарий