Классики и соцреалисты лидируют на аукционах русского искусства
Георгий Рублев. «Партийное собрание на фабрике». 1932. Эстимейт £400-600 тыс. Аукцион Sotheby's, 28 ноября. Фото: Sotheby's
Аполлинарий Васнецов. «Старый Великий Новгород». Эстимейт £350-450 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября. Фото: Christie's
Николай Фешин. «Портрет Надежды Сапожниковой». 1908. Эстимейт £1,2-1,8 млн. Аукцион Sotheby's, 28 ноября. Фото: Sotheby's
Миниатюрная серебряная модель носорога с заводным механизмом Фаберже, подаренная императрицей Марией Федоровной внуку — князю Василию Александровичу. 1909. Эстимейт £300–400 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября. Фото: Christie's
Василий Поленов. «Христос и Мария Магдалина». Эстимейт £360 –500 тыс. Аукцион MacDougall's, 29 ноября. Фото: MacDougall's
Александр Дейнека. «Герои первой пятилетки». 1936. Эстимейт £2-3 млн. Аукцион MacDougall's, 29 ноября. Фото: MacDougall's
Александр Дейнека. «Натюрморт с битой дичью». Эстимейт £130-150 тыс. Аукцион Bonhams, 29 ноября. Фото: Bonhams
Василий Поленов. «Решил идти в Иерусалим». Эстимейт £400 - 600 тыс. Аукцион MacDougall's, 29 ноября. Фото: MacDougall's
Николай Рерих. «Святыни и цитадели». 1925. Эстимейт £50-70 тыс. Аукцион Bonhams, 29 ноября. Фото: Bonhams
Александр Дейнека. «Шахтер». 1925. Эстимейт £3,5-4,5 млн. Аукцион Sotheby's, 28 ноября. Фото: Sotheby's
Василий Верещагин. «Святое семейство». Эстимейт £300-500 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября. Фото: Christie's
Аукционные дома, проводящие русские торги в Лондоне: Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams, — анонсировали состав предстоящих аукционов. Каждый собирал их в соответствии с собственными принципами и своим методом преодоления кризиса на арт-рынке. Например, Sotheby’s разбил торги на три блока (русская живопись, советское искусство, произведения Фаберже и иконы), MacDougall’s объединил и шедевры, и работы по демократичным ценам, и современное искусство в один толстенький каталог, Christie’s сосредоточился на том, в чем этому дому нет равных, — прикладном искусстве и работах Фаберже. А Bonhams выбрал то, что будет иметь успех у западных коллекционеров. «Интерес к русскому искусству остался, — рассказала Дарья Черненок, глава русского отдела Bonhams. — Это связано в том числе с более доступными эстимейтами и падением курса фунта. Мы по-прежнему замечаем приток иностранных покупателей, в том числе из Китая».
Самым дорогим лотом недели обещает стать «Шахтер» Александра Дейнеки, которого Sotheby’s оценил в £3,5–4,5 млн. Это мрачное вертикальное полотно — то, что осталось от большой композиции «В забое (в штреке)», которую художник с успехом показал в 1925 году на выставке ОСТа (Общества станковистов) в Москве. Первоначально на ней было три фигуры в тесном, скудно освещенном пространстве забоя, и она имела вполне положительные отзывы. Так что остается загадкой, почему художник сохранил от нее только левую фигуру.
Интересно, что монументальное (2 м) полотно Дейнеки возглавляет и аукцион MacDougall’s, с эстимейтом также весьма внушительным — £2–3 млн. Это «Герои первой пятилетки», первый вариант панно из цикла, созданного художником для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, известной всем легендарным противостоянием павильонов СССР и Германии. Совсем другой Дейнека — камерный, более классический «Натюрморт с битой дичью» 1930-х годов — представлен на аукционе Bonhams (£130–150 тыс.). Мягкая палитра, круговая композиция, контраст фактур — все это средства достижения «жизненности образа в вещах», по собственным словам художника.
Специально сосредоточиться на искусстве советской эпохи, с 1917 по 1991 год, решился только Sotheby’s, выделив под эту тему самостоятельный аукцион со своим каталогом. Источником лучших работ является американская коллекция Реймонда и Сюзан Джонсон. Один из потенциальных рекордсменов здесь — Георгий Рублев, неопримитивист, заново открытый после выставок в Третьяковской галерее в 1990 и 2002 годах. «Партийное собрание на фабрике» 1932 года (эстимейт £400–600 тыс.) — это результат поисков пролетарского стиля, который ничего бы не заимствовал у буржуазной культуры, что совсем не помогло художнику избежать обвинений в формализме.
Естественно, одним советским искусством Sotheby’s не ограничился. Есть и «Портрет Надежды Сапожниковой» Николая Фешина 1908 года из собрания Художественного музея Сан-Диего в Калифорнии (£1,2–1,8 млн), и коллекция из 14 работ Александры Экстер (общая оценка £850 тыс. — 1,2 млн) из собрания Ихно Эзратти, парижского еврея, которому художница помогала во время оккупации и который потом, вернув свой бизнес, сам поддерживал бедствовавшую Экстер. «Мы стараемся быть искренними с продавцами и действуем в их интересах, — рассказала Ирина Степанова, глава московского «Сотбис». — В то же время мы понимаем, что наши эстимейты достаточно консервативны, и в этом особенность аукционного дела. Нелегко убедить владельцев продавать по умеренным ценам хорошие вещи, но мы знаем наших коллекционеров и понимаем, какие цены могут их заинтересовать».
«Я настроена довольно оптимистично, — говорит Екатерина Макдугалл, глава аукционного дома MacDougall’s. — Мне кажется, спрос будет и на топовые работы, и на искусство XIX века, и на советское искусство. Например, два полотна Поленова, представленные на наших торгах, появились на рынке впервые за 100 лет, у них безупречный провенанс (из цикла „Жизнь Христа“ с эстимейтами £400–600 тыс. и £360–500 тыс.). Есть у нас трехметровое полотно академиста Судковского, красивейшие пейзажи советского художника Мыльникова, а всего на аукционе около 300 работ, то есть мы берем и количеством, и качеством».
На торгах Christie’s самым интересным представляется раздел прикладного искусства. «Мы выставляем на аукцион выдающуюся и очень редкую коллекцию предметов фирмы Фаберже с очень хорошим провенансом. Эту коллекцию более чем 30 лет назад собирал понемногу и аккуратно один человек, очень ценивший мастерство Фаберже», — рассказал Алексей Тизенгаузен, глава русского отдела Christie’s. Вещи из этой коллекции, например миниатюрный портшез мастера Михаила Перхина с эстимейтом в £1 млн, а также живопись Василия Верещагина и Наталии Гончаровой можно было увидеть на выставке Christie’s в Москве с 9 по 10 ноября.
Георгий Рублев. «Партийное собрание на фабрике». 1932. Эстимейт £400-600 тыс. Аукцион Sotheby's, 28 ноября. Фото: Sotheby's
Аполлинарий Васнецов. «Старый Великий Новгород». Эстимейт £350-450 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября. Фото: Christie's
Николай Фешин. «Портрет Надежды Сапожниковой». 1908. Эстимейт £1,2-1,8 млн. Аукцион Sotheby's, 28 ноября. Фото: Sotheby's
Миниатюрная серебряная модель носорога с заводным механизмом Фаберже, подаренная императрицей Марией Федоровной внуку — князю Василию Александровичу. 1909. Эстимейт £300–400 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября. Фото: Christie's
Василий Поленов. «Христос и Мария Магдалина». Эстимейт £360 –500 тыс. Аукцион MacDougall's, 29 ноября. Фото: MacDougall's
Александр Дейнека. «Герои первой пятилетки». 1936. Эстимейт £2-3 млн. Аукцион MacDougall's, 29 ноября. Фото: MacDougall's
Александр Дейнека. «Натюрморт с битой дичью». Эстимейт £130-150 тыс. Аукцион Bonhams, 29 ноября. Фото: Bonhams
Василий Поленов. «Решил идти в Иерусалим». Эстимейт £400 - 600 тыс. Аукцион MacDougall's, 29 ноября. Фото: MacDougall's
Николай Рерих. «Святыни и цитадели». 1925. Эстимейт £50-70 тыс. Аукцион Bonhams, 29 ноября. Фото: Bonhams
Александр Дейнека. «Шахтер». 1925. Эстимейт £3,5-4,5 млн. Аукцион Sotheby's, 28 ноября. Фото: Sotheby's
Василий Верещагин. «Святое семейство». Эстимейт £300-500 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября. Фото: Christie's
Аукционные дома, проводящие русские торги в Лондоне: Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams, — анонсировали состав предстоящих аукционов. Каждый собирал их в соответствии с собственными принципами и своим методом преодоления кризиса на арт-рынке. Например, Sotheby’s разбил торги на три блока (русская живопись, советское искусство, произведения Фаберже и иконы), MacDougall’s объединил и шедевры, и работы по демократичным ценам, и современное искусство в один толстенький каталог, Christie’s сосредоточился на том, в чем этому дому нет равных, — прикладном искусстве и работах Фаберже. А Bonhams выбрал то, что будет иметь успех у западных коллекционеров. «Интерес к русскому искусству остался, — рассказала Дарья Черненок, глава русского отдела Bonhams. — Это связано в том числе с более доступными эстимейтами и падением курса фунта. Мы по-прежнему замечаем приток иностранных покупателей, в том числе из Китая».
Самым дорогим лотом недели обещает стать «Шахтер» Александра Дейнеки, которого Sotheby’s оценил в £3,5–4,5 млн. Это мрачное вертикальное полотно — то, что осталось от большой композиции «В забое (в штреке)», которую художник с успехом показал в 1925 году на выставке ОСТа (Общества станковистов) в Москве. Первоначально на ней было три фигуры в тесном, скудно освещенном пространстве забоя, и она имела вполне положительные отзывы. Так что остается загадкой, почему художник сохранил от нее только левую фигуру.
Интересно, что монументальное (2 м) полотно Дейнеки возглавляет и аукцион MacDougall’s, с эстимейтом также весьма внушительным — £2–3 млн. Это «Герои первой пятилетки», первый вариант панно из цикла, созданного художником для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, известной всем легендарным противостоянием павильонов СССР и Германии. Совсем другой Дейнека — камерный, более классический «Натюрморт с битой дичью» 1930-х годов — представлен на аукционе Bonhams (£130–150 тыс.). Мягкая палитра, круговая композиция, контраст фактур — все это средства достижения «жизненности образа в вещах», по собственным словам художника.
Специально сосредоточиться на искусстве советской эпохи, с 1917 по 1991 год, решился только Sotheby’s, выделив под эту тему самостоятельный аукцион со своим каталогом. Источником лучших работ является американская коллекция Реймонда и Сюзан Джонсон. Один из потенциальных рекордсменов здесь — Георгий Рублев, неопримитивист, заново открытый после выставок в Третьяковской галерее в 1990 и 2002 годах. «Партийное собрание на фабрике» 1932 года (эстимейт £400–600 тыс.) — это результат поисков пролетарского стиля, который ничего бы не заимствовал у буржуазной культуры, что совсем не помогло художнику избежать обвинений в формализме.
Естественно, одним советским искусством Sotheby’s не ограничился. Есть и «Портрет Надежды Сапожниковой» Николая Фешина 1908 года из собрания Художественного музея Сан-Диего в Калифорнии (£1,2–1,8 млн), и коллекция из 14 работ Александры Экстер (общая оценка £850 тыс. — 1,2 млн) из собрания Ихно Эзратти, парижского еврея, которому художница помогала во время оккупации и который потом, вернув свой бизнес, сам поддерживал бедствовавшую Экстер. «Мы стараемся быть искренними с продавцами и действуем в их интересах, — рассказала Ирина Степанова, глава московского «Сотбис». — В то же время мы понимаем, что наши эстимейты достаточно консервативны, и в этом особенность аукционного дела. Нелегко убедить владельцев продавать по умеренным ценам хорошие вещи, но мы знаем наших коллекционеров и понимаем, какие цены могут их заинтересовать».
«Я настроена довольно оптимистично, — говорит Екатерина Макдугалл, глава аукционного дома MacDougall’s. — Мне кажется, спрос будет и на топовые работы, и на искусство XIX века, и на советское искусство. Например, два полотна Поленова, представленные на наших торгах, появились на рынке впервые за 100 лет, у них безупречный провенанс (из цикла „Жизнь Христа“ с эстимейтами £400–600 тыс. и £360–500 тыс.). Есть у нас трехметровое полотно академиста Судковского, красивейшие пейзажи советского художника Мыльникова, а всего на аукционе около 300 работ, то есть мы берем и количеством, и качеством».
На торгах Christie’s самым интересным представляется раздел прикладного искусства. «Мы выставляем на аукцион выдающуюся и очень редкую коллекцию предметов фирмы Фаберже с очень хорошим провенансом. Эту коллекцию более чем 30 лет назад собирал понемногу и аккуратно один человек, очень ценивший мастерство Фаберже», — рассказал Алексей Тизенгаузен, глава русского отдела Christie’s. Вещи из этой коллекции, например миниатюрный портшез мастера Михаила Перхина с эстимейтом в £1 млн, а также живопись Василия Верещагина и Наталии Гончаровой можно было увидеть на выставке Christie’s в Москве с 9 по 10 ноября.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/5154/
Комментариев нет:
Отправить комментарий