Недавно проведенный опрос от Classic FM продемонстрировал далеко не утешительные результаты: 50% респондентов не смогли вспомнить имени ни одного оперного певца, и только одному из пяти опрашиваемых удалось узнать на фото Лучано Паваротти. Другие жаловались на атмосферу роскоши, окружающую оперный театр, на существование тайных правил поведения на оперном спектакле, на преграды в виде иностранного языка и слышимости, на чрезмерную продолжительность большинства опер и на дорогие билеты. Более половины сказали, что они не будут смотреть оперу, даже если ее будут транслировать по телевидению. Две трети респондентов заявили, что они «просто не интересуются оперой» и не собираются что-либо менять.
Результаты опроса разочаровывают, поскольку ясно дают понять, что, несмотря на демократизацию оперного искусства, попытки осовременить оперный спектакль, сделав его интересным для всех категорий зрителей, большое количество образовательных и культурных проектов, призванных популяризировать оперу, она по-прежнему остается искусством элитарным, доступном небольшому количеству людей. Можно сделать билеты дешевле, можно петь оперы на английском или русском или создать оперу на сюжет “Игры престолов”, но это не приведет к существенным изменениям: большинство людей не станет интересоваться оперой больше, чем сейчас, поскольку они просто не любят ее. Как говорила Джейн Остин, “Половина человечества не понимает удовольствий другой половины человечества”.
Что касается любви к опере, здесь нет “надо” и “должен”, хотя многие опероманы пытаются доказать, что те, кого не удалось обратить в свою веру, глухие или просто тупые. Это очень разрушительная форма снобизма. Опера может дарить удовольствие, развлекать, трогать до глубины души, но это дело вкуса, а не религия, поэтому не нужно чувствовать себя виноватым и оправдываться, если вы предпочитаете что-то другое.
Исследование Classic FM также сопровождалось кампанией по модернизации оперы, попытками сделать ее более доступной и простой, уничтожив предубеждения и стереотипы, существующие вокруг нее. С этой целью они создали серию 60-секундных роликов, раскрывающих содержание самых знаменитых опер, например, “Кармен” под под нарезку самых хитовых оперных мелодий. Однако это приманка такого же рода, как предложение ходить в театр в джинсах и кроссовках, проведение флэшмобов в магазинах и посещение школ, где оперу вливают в глотку детей, как целебный рыбий жир. Но нет, желание обмануть и притвориться, что опера может быть короткой и веселой, что она – эдакий музыкальный эквивалент быстрорастворимого кофе, не приведет к желаемым результатам. Ни один их этих способов не работает. Кроме того, все это только унижает оперу как жанр.
Что на самом деле привлекает толпы людей, то, зачем они будут стоять в очереди и платить большие деньги, – алхимическое чудо музыки, гармонично связанной с драмой, магия прекрасных голосов, могущество мира чувств, которые трудно выразить словами, и, возможно, ощущение, что каждый спектакль – совершенно особое, уникальное событие. А тем 10 процентам опрошенных, что были в опере, но чувствовали себя “нервно, неловко, как будто они не вписываются в ситуацию”, можно посоветовать: “Преодолейте это”. Первый болезненный опыт не означает, что вы не сможете полюбить оперу в дальнейшем.
А вот мой совет желающим сделать оперу популярной: перестаньте так нервно рекламировать ее как продукт, необходимый каждому человеку, как нечто переваренное, пережеванное, доступное и простое. Рекламируйте оперу как нечто прекрасное, магическое, привлекательное, потрясающее, редкое – ведь за это мы ее и любим. Имейте веру в то, что люди сами найдут дорогу к опере, если захотят, прекратите переживать из-за масс и не старайтесь изменить то, что кто-то любит больше Эда Ширана, а не Марию Каллас.
http://www.vocidellopera.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий