В Мраморном дворце открылась первая монографическая выставка Артемия Обера. Впервые широкий зритель увидит работы выдающегося скульптора конца XIX — начала XX века, которые не выставлялись на протяжении века
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sNPOPqMtoH1SzP1TbGd0ktdgjjRCWAtbgKs723ZUCRbeZyN2q4_M0XnqOOx-LTVKW-2_bwPldRYckrRvjUYHWEMQnlGS8Fn8NBJW-UQp39R8k_ra_fBV3o6QMQ9H7Oh-O6yoJouJji27e4mCJEKkJJmZPb9OMYbwllSpC0bUFP34rXq7MVAMCuCulasuC_G2UrYig=s0-d)
Артемий Обер. «Шимпанзе». 1898. Гипс тонированный. Фото: Государственный Русский музей
Столетие без памяти
На смерть Артемия Обера весной 1917 года знаменитый Александр Бенуа написал: «Умер большой русский художник». Но при жизни его творчество было не слишком известно, хотя Бенуа не раз публично называл Обера самым крупным скульптором-анималистом своего времени. В середине октября 1917 года Бенуа, Владимир Аргутинский, Мстислав Добужинский, Николай Лансере, Константин Сомов и Степан Яремич отправили Временному правительству обращение с просьбой сохранить творческое наследие Обера для русской культуры. Ответ от Временного правительства так и не пришел, Октябрьский переворот случился через десять дней, а новой власти потом было явно не до скульптур орлов и борзых.
В 1935 году Государственный Русский музей приобрел у вдовы Обера все наследие мужа: скульптуру, медали, рисунки, фотоархив и подробную автобиографию. Она мечтала о выставке, но ее мечта осуществилась только сейчас. «Это исполнение музеем своего долга, — говорит Елена Карпова, заведующая сектором скульптуры XVIII — начала XX века ГРМ. — Мы давно должны были это сделать, тем более что, за исключением буквально нескольких работ, все творения Обера находятся в нашем музее».![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_usN6JxTkqExpDxf_W8oW7ls5-GQd95RnrtCuTkPZDXIy9A2gLmt6tCRJO4Q61E79R46D4IOlAX3COnRrgR1S1Qo_Jk64dtnlhMfkFxRICaz95eEf9Fxn_eruncDG19_r-PvVR6rCVdpHr6PKnOz8sEkubyI5hhlm155veFL8DCfXU-Xvom7UXX9zNw7iCEOW5JSgU=s0-d)
Артемий Обер. «Борзая с лисицей». 1881. Бронза. Фото: Государственный Русский музей
Из Парижа с любовью
Артемий Обер происходил из московской семьи обрусевших французов, его отец был чиновником театрального ведомства. Мальчик рано проявил талант к рисованию, но родитель был категорически против «художеств» и после окончания сыном гимназии отправил его учиться в Технологический институт в Петербург. И только когда Артемий провалил вступительные экзамены, отец сдался и позволил ему учиться рисунку и живописи сначала в Академии художеств, а потом оплатил учебу в Париже. Там Артемий занимался у самого знаменитого французского скульптора-анималиста Антуана Луи Бари. Эта тема увлекла Обера, и он проводил целые дни в парижском зоопарке.![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_ttnd9EXdks0Pvn63UxSfXUscglxFO15Df70pQowJHJNOu54Bq25Ggwm6Jbqh_TDzdeYfHgQk9obSFx0gYytGno4zafFREyWgZcROc5HIivdU_K7fQTlI_rthDUj6V_PWila1pNe55mxFifRdpaFfZ2Vi13V0aYK-3aaFQeb_r3IaPZFeohbHW58CQ3Ruhcir7zBg=s0-d)
Артемий Обер. «Белый медведь». 1898. Гипс тонированный. Фото: Государственный Русский музей
В 1870 году Обер вернулся в Россию, где сразу попал в творческую среду и тесно общался с семьями Кавосов, Бруни, Бенуа. В 1872 году за работу «Лев, пожирающий газель» он получил большую серебряную медаль Императорской академии художеств. Чуть позже победил в конкурсе на памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. Его эскиз был признан лучшим, скульптуру перевели в бронзу, и в конце 1880-х годов памятник был установлен на Софийской площади.
Обер особенно прославился как мастер монументальных орлов для памятников воинской славы. Его орлы распахивают крылья на памятниках полковнику Келину в Полтаве и кавалергардам и конной гвардии на Бородинском поле.![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_thEf-KUz8L2YsgngqI9UFfBBpS0vdQXj-x23-YLdz3nVfm_B6KTJw2Rf4GUAkaAhfIy6l4CcWcAOc6Gw1rmG0Ey4FJwRu1Cbi96aZVJMJOYxHrT_zWG1OFvc8ov8j_4y4i79eD-0Mmh3b-a0f9ZbFwK43VAIrPGXr199jC5Wruit_ME8DeBM83SWCJ5NFoNUr7lzc=s0-d)
Артемий Обер. «Баба-яга». 1898. Голова. Гипс раскрашенный. Фото: Государственный Русский музей
Гипс от бедности
Сохранилось очень много гипсовых скульптур Обера. Но не потому, что он очень любил этот материал, а потому, что не имел средств заказать их отлив в бронзе: заказов было немного, побеждать в конкурсах удавалось нечасто. Иногда везло, и тогда гипс перевоплощался в металл.
Так случилось с одной из самых фантастических его работ, стоящей особняком во всем творчестве Обера, — многофигурной аллегорией «Бедствие». Высотой почти 2 м, она изображает Смерть, которая в сопровождении свиты мчится собирать страшную жатву. Скульптуру Обер сделал под впечатлением от трагической кончины брата. Ее увидел великий князь Константин Константинович Романов, знаменитый КР, и она так ему понравилась, что он приказал отлить ее из бронзы и установить в своем Мраморном дворце в окружении зеркал, чтобы аллегорию можно было увидеть со всех сторон.![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_twGOZUpmM8Gl4JCz2tylvlOLGfP-a_-CSAURRiQ5DqDpWrBDxSObSLirmFYszLIUgSivebTATgzpBcm3GtfSQNM5IMRf8qa1lb60uwdRBauWeGMwNWNtCWVIr2BFl3_6T6Sar5_ws-Vb4CASLrF19HBttubvqOqjaQ6QpEC6O_o7VmRkrFFOqKANy43Nwby_1qjdM=s0-d)
Артемий Обер. «Борзая с лисицей». 1879. Бумага, графитный карандаш, акварель. Фото: Государственный Русский музей
Тигр как маяк
Но, пожалуй, самая известная и выдающаяся скульптура Обера — «Тигр и сипай». Обер говорил о ней: «Мой Тигр — маяк всей моей жизни». Скульптор начал работу над ней в Париже, а завершил в Петербурге в 1901 году. Замысел менялся в процессе: сначала сипай как бы пытался отбиться от тигра, постепенно человек перестал интересовать художника, и в окончательном варианте он почти незаметен на фоне разъяренного зверя.
Отдельная тема Обера — собаки, которых он лепил по заказу владельцев. На выставке в ГРМ можно увидеть «Мопса» — собаку великой княгини Александры Иосифовны, «Грифона» — лохматую собачку Марии Тенишевой и бронзовых «Джека и Джила» из частного собрания Давида Якобашвили.![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_sEB0X7rsg3VRlYnlOMMSVdB1JSqVG8u1p1dhNnte2JTTw1gwBVnGqrjXFM4e71jrT9zx1HN3pqyGEnPb3wcu_WUpngDB7tTrazSvsXA1op1THnLOZdjS1np7hZOK1ad7Du6k4z1pbg9n0WDSwefUenbOuQ2C3Fl2cKd10XelCg4BcPsz8zgHKSwX5USZp2BL_64g=s0-d)
Артемий Обер. «Тигр и сипай». 1901. Гипс тонированный. Фото: Государственный Русский музей
По воспоминаниям современников, Обер был очень популярен в художественной среде, но, будучи человеком чрезвычайно скромным, о себе заявлял мало. Даже преподавая скульптуру ученикам, он никогда не выставлял для их обучения свои произведения. Возможно, поэтому — и что особенно возмущало Александра Бенуа, — пока Обер был жив, Русский музей приобрел всего одну его работу — проходную майолику, изображающую жабу. Сейчас музей возвращает свой долг выдающемуся скульптору.
Артемий Обер. «Шимпанзе». 1898. Гипс тонированный. Фото: Государственный Русский музей
Столетие без памяти
На смерть Артемия Обера весной 1917 года знаменитый Александр Бенуа написал: «Умер большой русский художник». Но при жизни его творчество было не слишком известно, хотя Бенуа не раз публично называл Обера самым крупным скульптором-анималистом своего времени. В середине октября 1917 года Бенуа, Владимир Аргутинский, Мстислав Добужинский, Николай Лансере, Константин Сомов и Степан Яремич отправили Временному правительству обращение с просьбой сохранить творческое наследие Обера для русской культуры. Ответ от Временного правительства так и не пришел, Октябрьский переворот случился через десять дней, а новой власти потом было явно не до скульптур орлов и борзых.
В 1935 году Государственный Русский музей приобрел у вдовы Обера все наследие мужа: скульптуру, медали, рисунки, фотоархив и подробную автобиографию. Она мечтала о выставке, но ее мечта осуществилась только сейчас. «Это исполнение музеем своего долга, — говорит Елена Карпова, заведующая сектором скульптуры XVIII — начала XX века ГРМ. — Мы давно должны были это сделать, тем более что, за исключением буквально нескольких работ, все творения Обера находятся в нашем музее».
Артемий Обер. «Борзая с лисицей». 1881. Бронза. Фото: Государственный Русский музей
Из Парижа с любовью
Артемий Обер происходил из московской семьи обрусевших французов, его отец был чиновником театрального ведомства. Мальчик рано проявил талант к рисованию, но родитель был категорически против «художеств» и после окончания сыном гимназии отправил его учиться в Технологический институт в Петербург. И только когда Артемий провалил вступительные экзамены, отец сдался и позволил ему учиться рисунку и живописи сначала в Академии художеств, а потом оплатил учебу в Париже. Там Артемий занимался у самого знаменитого французского скульптора-анималиста Антуана Луи Бари. Эта тема увлекла Обера, и он проводил целые дни в парижском зоопарке.
Артемий Обер. «Белый медведь». 1898. Гипс тонированный. Фото: Государственный Русский музей
В 1870 году Обер вернулся в Россию, где сразу попал в творческую среду и тесно общался с семьями Кавосов, Бруни, Бенуа. В 1872 году за работу «Лев, пожирающий газель» он получил большую серебряную медаль Императорской академии художеств. Чуть позже победил в конкурсе на памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. Его эскиз был признан лучшим, скульптуру перевели в бронзу, и в конце 1880-х годов памятник был установлен на Софийской площади.
Обер особенно прославился как мастер монументальных орлов для памятников воинской славы. Его орлы распахивают крылья на памятниках полковнику Келину в Полтаве и кавалергардам и конной гвардии на Бородинском поле.
Артемий Обер. «Баба-яга». 1898. Голова. Гипс раскрашенный. Фото: Государственный Русский музей
Гипс от бедности
Сохранилось очень много гипсовых скульптур Обера. Но не потому, что он очень любил этот материал, а потому, что не имел средств заказать их отлив в бронзе: заказов было немного, побеждать в конкурсах удавалось нечасто. Иногда везло, и тогда гипс перевоплощался в металл.
Так случилось с одной из самых фантастических его работ, стоящей особняком во всем творчестве Обера, — многофигурной аллегорией «Бедствие». Высотой почти 2 м, она изображает Смерть, которая в сопровождении свиты мчится собирать страшную жатву. Скульптуру Обер сделал под впечатлением от трагической кончины брата. Ее увидел великий князь Константин Константинович Романов, знаменитый КР, и она так ему понравилась, что он приказал отлить ее из бронзы и установить в своем Мраморном дворце в окружении зеркал, чтобы аллегорию можно было увидеть со всех сторон.
Артемий Обер. «Борзая с лисицей». 1879. Бумага, графитный карандаш, акварель. Фото: Государственный Русский музей
Тигр как маяк
Но, пожалуй, самая известная и выдающаяся скульптура Обера — «Тигр и сипай». Обер говорил о ней: «Мой Тигр — маяк всей моей жизни». Скульптор начал работу над ней в Париже, а завершил в Петербурге в 1901 году. Замысел менялся в процессе: сначала сипай как бы пытался отбиться от тигра, постепенно человек перестал интересовать художника, и в окончательном варианте он почти незаметен на фоне разъяренного зверя.
Отдельная тема Обера — собаки, которых он лепил по заказу владельцев. На выставке в ГРМ можно увидеть «Мопса» — собаку великой княгини Александры Иосифовны, «Грифона» — лохматую собачку Марии Тенишевой и бронзовых «Джека и Джила» из частного собрания Давида Якобашвили.
Артемий Обер. «Тигр и сипай». 1901. Гипс тонированный. Фото: Государственный Русский музей
По воспоминаниям современников, Обер был очень популярен в художественной среде, но, будучи человеком чрезвычайно скромным, о себе заявлял мало. Даже преподавая скульптуру ученикам, он никогда не выставлял для их обучения свои произведения. Возможно, поэтому — и что особенно возмущало Александра Бенуа, — пока Обер был жив, Русский музей приобрел всего одну его работу — проходную майолику, изображающую жабу. Сейчас музей возвращает свой долг выдающемуся скульптору.
Комментариев нет:
Отправить комментарий