Как ни странно, но имя гениального русско-американского художника Николая Ивановича Фешина долгие годы не особо было известно ни в России, ни в Америке, причиной чего являлось банальное незнание его творчества. И лишь в последних два десятилетия это имя возродилось с триумфом, а стоимость его работ на мировом арт-рынке достигает десятков миллионов долларов.
Так уж получилось, что и в России, и в США живописцу пришлось жить в провинции, что частично и стало причиной малой популярности творчества художника. Доминирующей причиной забвения талантливого мастера при Советской власти явилась его эмиграция в Америку, которая и стала решающей в игнорировании имени Николая Фешина на его исторической родине почти до самой "хрущевской оттепели" 50-60-х годов.
А американские исследователи искусства так же в первой половине ХХ века в первую очередь были более благосклонны к изучению авангарда и модернизма, а Фешин был приверженцем реалистических традиций, импрессионизма и экспрессионизма в искусстве и поэтому был высоко оценен при жизни лишь в узких кругах крупных коллекционеров мира.
Николая Ивановича, как правило, называют «художником двух континентов», а еще «русским американцем». Его внушительное творческое наследие составляет более 2000 живописных работ, которые разделены между двумя континентами. А еще существует множество работ мастера, хранящихся в частных собраниях коллекционеров разных стран мира.
В России его полотна являются украшением Государственного Русского музея, Третьяковской галереи, но самая большая часть хранится в художественном музее Казани. Полотна созданные в Америке сосредоточены не только в коллекциях более чем тридцати музеев, а и в частных собраниях коллекционеров.
В 1923 году эмигрировав с семьей в США, Фешин в 1931 - получает гражданство Америки. В эти годы он очень много и плодотворно трудится в своей уникальной манере, постоянно выставляет свои работы и успешно продает.
Те, кому посчастливилось видеть его картины воочию, искренне считали, что пишет их автор легко и непринужденно. А Фешин же отмечал: «Я рад, что мои картины не пахнут потом, которым я окропил каждую работу».
Портреты известных людей, созданных в США
В 1933 году Фешин разводится с женой Александрой, которая увлеклась поэтом и издателем Спадом Джонсоном. Дочь Ия, оставшаяся с отцом, на протяжении всей жизни будет верной помощницей и хранительницей наследия отца.
В те годы они с дочерью из Нью-Йорка переехали в Лос-Анджелес, где на протяжении двадцати лет живописец экспонировался на выставках Stendahl Galleries. Но тяжелый недуг Николая Фешина, а страдал он от туберкулеза, заставил мастера искать новое место для жительства с более мягким климатом. И таким образом он поселился в Таосе (штат Нью-Мехико), месте пристанища многих американских художников.
Там же он выстроил свой дом, соединивший мексиканскую и русскую традиции в культуре. Всю внутреннюю отделку, особенно связанную с деревом, а это более пятидесяти резных дверей, лестниц, множества предметов художник выполнил собственноручно - пригодился опыт, полученный в детстве в мастерской его отца.
Этот дом, построенный великим мастером, является уникальным памятником русской культуры в Таосе. Со слов искусствоведа М. Нащокиной: «... дом поражает своей «русскостью», даже «древнерусскостью» — белизна неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы».
Портреты афроамериканцев, мексиканцев и представителей коренного населения Америки
Всю творческую жизнь, прожитую в Америке, Фешин черпал вдохновение для своей живописи в таосских мотивах природы и в людях, живущих на этой удивительной земле.
Пейзажи Таоса
Удивительные натюрморты Николая Фешина
Завораживающие женские тела в жанре «ню», созданные в дореволюционной России и позже
Неподражаемы полотна Фешина обнаженной женской натуры, притягивающие мастерством исполнения, необыкновенным колоритом и композицией, тех времен, когда еще будучи преподавателем Казанского училища мастер запоями писал с натуры. К этому жанру он обращался и позже, уже живя в Америке.
В России о жизни этого удивительного американского мастера с русскими корнями и великой русской школой живописи стало известно только в последние двадцать лет. Это было воистину "второе открытие" художника, потерянного во времени.
Подводя черту под прожитой жизнью на чужбине, Николай Иванович как-то с тоской признался:«Я часто думаю о прожитом, – писал он, – и прихожу к заключению, что люди не должны покидать своей страны. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».
Из воспоминаний дочери: "Николай Иванович Фешин всегда помнил о Родине и всегда подчеркивал, что самое сильное и плодотворное влияние на него оказали годы детства, юности и зрелого творчества в России".
Сердце художника перестало биться во сне 5 октября 1955 года. И выполняя волю отца, Ия Фешина передала на Родину целую коллекцию полотен мастера и перезахоронила его прах в Казани в 1976 году, где с глубоким уважением и интересом отнеслись к произведениям гениального земляка. В Музее изобразительных искусств Татарстана в Казани открыта постоянно действующая экспозиция творений Николая Фешина.
И напоследок хотелось бы отметить, что начиная с 2000-х полотна гения на арт-рынках и мировых аукционах оцениваются баснословными суммами. Так, к примеру, полотно "Маленький ковбой был продан в 2010 году за 10,8 миллионов долларов. А совсем недавно, в октябре 2017 года, "Портрет Надежды Сапожниковой" был оценен в 1,2—1,8, а продан за 6,95 миллиона фунтов стерлингов.
Полотно "Обнаженная" было продано за 1,3 миллиона фунтов стерлингов. И это не считая работ, которые ушли с молотка, немногим не дотянув до миллиона.
Комментариев нет:
Отправить комментарий