![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0019.jpg)
Автопортрет. / «Маленький ковбой». Автор: Николай Фешин
Русско-американский живописец, талантливейший ученик Ильи Репина - Николай Фешин (1881-1955) в России стоит в одном ряду с выдающимися мастерами Серебряного века. А в истории европейского и американского искусства художественное наследие уникального русского мастера входит в направление, которое представляли знаменитые импрессионисты Швеции, Голландии и США. Забытое имя гениального живописца снова зазвучало на весь мир после того, как в 2010 году его картина «Маленький ковбой» на аукционных торгах в Лондоне была продана более чем за 10 миллионов долларов — почти в десять раз выше заявленной стоимости.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0007.jpg)
Николай Фешин.
Его работы поражают оригинальностью, мастерством исполнения, живостью красок и удивительной энергетикой. Николай Фешин во многом парадоксален, но индивидуален и неповторим. Его живописный язык объединил в себе разнообразные стилевые направления. В его творениях можно увидеть и основы академизма, и традиции реализма передвижников, и импрессионизм, и экспрессионизм, трансформированные под впечатлением от натуры в целостную систему - стиль модернизма, являющийся переходным стилем переходного времени в искусстве живописи.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0017.jpg)
Автор: Николай Фешин.
В 1881 году в семье резчика иконостасов Ивана Фешина был рожден будущий художник. Отец владел собственной мастерской, которая в те годы удостаивалась серебряных наград «за высокое качество работ и разнообразие рисунков».
В 4-х летнем возрасте на долю мальчика выпало первое испытание: он заболел менингитом, и болезнь готова была оборвать его жизнь. Две недели врачи боролись за жизнь малыша, но в конце отступились, а отчаявшиеся родители попросили из Благовещенского собора чудотворную Тихвинскую икону Богоматери. И как только святой образ коснулся ребенка, мальчик пошевелился и с этого момента началось выздоровление.
После болезни Коля стал замкнутым, его уже не интересовали игры со сверстниками. Теперь он больше стал с интересом наблюдать за тем, что происходит в мастерской отца. А позже и сам стал участвовать в росписи и резьбе иконостасов. Уже первые шаги в творчестве 6-летнего мальчика были замечены в его альбоме, где рисовал вычурные орнаменты. А в 9 лет Николай стал работать в мастерской отца, принимая участие в выполнении заказов.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0036.jpg)
Пейзаж. Автор: Николай Фешин.
Рисование стало для Коли страстью и смыслом жизни. Еще мальчишкой он бродил по окрестностям и любил зарисовывать понравившиеся пейзажи. А особенно ему нравились лошади.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0033.jpg)
Семья Фешиных.(Николай в верхнем ряду слева.
Отец Николая, обладая большим талантом резчика, но не имея предприимчивости, быстро разорился. И за долги он вынужден был отдать всю свою собственность, в том числе и мастерскую. И ему пришлось ездить по деревням на заработки, а семья, оставаясь в городе, испытывала большую нужду. Мать, не выдержавшая тяжкой доли, оставляет мужа и сына, которого взяла на попечение родная тетка.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0029.jpg)
«Беспризорник» — ученическая работа Н. Фешина. 1890-е годы. Казань, Национальная художественная галерея «Хазинэ».
Но как бы там ни было Николай получил начальное образование в публичной школе. И в 13-летнем возрасте мальчик заработал первые десять рублей за чертеж иконостаса. На них то и был сшит его школьный костюм. В этот же год подросток по настоянию отца поступает в, только что открывшуюся в Казани, художественную школу.
В 14-летнем возрасте Николай Фешин остался без отца и, живя впроголодь и постоянно думая о хлебе насущном, он полностью посвящал себя живописи, которую часто отмечали похвалой преподаватели.Учебная работа "Беспризорник" практически полностью отразила его тогдашнюю жизнь.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0001.jpg)
Автопортрет.
Затем было Петербургское училище при Академии художеств, которое заложило фундамент под уникальное творчество молодого художника, потом и сама Академия, где был учеником Ильи Репина. А жизнь, как и прежде, постоянно заставляла думать о хлебе насущном, что сильно закалило характер художника.
Уже тогда, в Академии, у молодого художника зарождается фирменный почерк - стиль «non-finita», который путем постоянных экспериментов с грунтами и красками и с использованием мастихина наряду с кистями, привел к более фактурной и свободной манере письма.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0035.jpg)
«Дама в лиловом» (1908). Санкт-Петербург, Государственный Русский музей. Автор: Николай Фешин.
"Фешинская" индивидуальность заключалась в его уникальной манере, где использовался усложненный необычной цветовой гаммой выполненный мастихином полуабстрактный фон и лица героев, прописанные с фотографической точностью.
За программное полотно «Дама в лиловом», написанное в "фешинской" манере живописец получил малую золотую медаль на международной выставке в Мюнхене. А Илья Репин называл его «наиболее талантливым в числе современных живописцев».
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/000-Pheshin-002.jpg)
Н.М. Сапожникова (в шали). 1908. Автор: Николай Фешин.
Николай Фешин, окончив академию с отличием, получил возможность за казенный счет посетить в 1910 году множество городов Европы, являвшихся центрами искуства и культуры. А после чего вернулся в Казань и стал преподавателем той художественной школы, выходцем которой был тринадцать лет тому назад.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0034.jpg)
Николай Фешин в Казанской художественной школе .
В основе преподавательской деятельности Николай Иванович использовал репинскую систему: "Фешин никогда не теоретизировал, объяснял всё очень кратко, а если ученик не понимал, то брал уголь, карандаш или кисть и сам всё показывал. Он никогда не правил студенческих работ, уважая всякую индивидуальность",- из воспоминаний Г. А. Мелентьева.
Сам же, помимо преподавательской деятельности, Фешин плодотворно работал над многочисленными портретами, которые писал со знакомых, учащихся школы, а женившись из жены и дочери.
Семейный альбом в красках семьи Фешина
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0002.jpg)
Портрет Александры (1927—1933). Жена художника. Автор: Николай Фешин.
Женой Николая стала 21-летняя Александра Николаевна Белькович (1892—1983), его ученица и дочь первого директора художественной школы. Фешину было в то время 32 года. А через год, в 1914 у них родилась единственная дочь — Ия.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0031.jpg)
Портрет отца. (1918.)Автор: Николай Фешин.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0013.jpg)
Ия. Автор: Николай Фешин.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0006.jpg)
Портрет Ии.. (1923). Автор: Николай Фешин.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0003.jpg)
Моя дочь Ия (Ия с дыней). (1923). Автор: Николай Фешин.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0015.jpg)
Лето. (Портрет А.Н.Фешиной с дочерью Ией). (1924). Автор: Николай Фешин.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0026.jpg)
Дама в черном (Портрет А.Н.Фешиной). (1924). Автор: Николай Фешин.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0024.jpg)
Ия в кимоно (Конец 1930-х). Автор: Николай Фешин.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0021.jpg)
Ия. Автор: Николай Фешин.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0023.jpg)
Александра. (1927—1933). Автор: Николай Фешин.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0030.jpg)
Ия в крестьянской рубахе. (1933). Автор: Николай Фешин.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0027.jpg)
Ия Фешина. (Кон.1930-х). Автор: Николай Фешин.
Революция 1917 года внесла коррективы в жизнь и творчество художника, которому начали заказывать портреты политических вождей. При этом они ему не очень удавались и мастер начал испытывать душевный и творческий кризис. "Я чувствовал, как день ото дня я бесполезно терял мою творческую энергию, поскольку искусство использовалось только в целях пропаганды",- писал в те годы Николай Иванович. Мысль об эмиграции не покидает Фешина и в 1923 году, использовав все свои связи, вместе с семьей он выехал в США, где в 1931 году получил гражданство.
И первой натурщицей, позировавшей Фешину для портрета, стала чернокожая женщина. Впоследствии афроамериканцы и индейцы, которых художник никогда раньше не видывал, необычайно вдохновляли его.
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-Pheshin-0025.jpg)
Автопортрет. (1940-е). Автор: Николай Фешин.
О дальнейшей жизни в эмиграции и творческой судьбе гениального мастера портрета и уникальной техники письма - Николая Фешина, надолго забытого на его исторической родине, можно будет прочесть во второй части.
Комментариев нет:
Отправить комментарий