Святогор. / Н.К. Рерих.
Многим Николай Константинович Рерих знаком как неординарный самобытный живописец, создавший уникальный красочный мир Востока. Однако известный русский художник, ученый, академик, путешественник, археолог был ещё и человеком планеты, мировоззрение которого было положено в основу международного закона об охране культурно-исторических памятников. Этот закон был документально оформлен как Пакт Мира, или Пакт Рериха, подписанный 39 державами, среди которых были СССР и США.
«Портрет Николая Рериха». Автор: Святослав Рерих.
На протяжении творческого пути этот удивительный человек создал около семи тысяч картин, которые находятся в известных музеях мира и крупных частных коллекциях; около тридцати томов литературных трудов, два из которых - поэтических.
Николай Рерих занимался и археологическими изысканиями во множественных экспедициях, он был неординарным мыслителем и писателем, основателем собственного университета в Гималаях. Вместе со своей семьей художник прошел путь через весь Дальний Восток и Среднюю Азию, составляющий около 25 тысяч километров и сделал величайший вклад в самые различные области искусства и культуры.
Николай и Елена Рерихи
Невзирая на то, что большую часть жизни Рерих и его семья были вынуждены жить за пределами России, гениальный художник по праву считается исконно русским. Рерих, оставаясь верным своему почерку до конца творческого пути, в котором была заложена основа используемая иконописцами в древнерусских фресках и иконах, всегда с теплом и незримой любовью писал о своем отечестве и народе: «Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».
«Портрет Николая Рериха». Автор: Святослав Рерих.
В Индии, где Н.К. Рерих провел большую часть своей жизни, его называли Махариши (Великий Святой) и Химаватпутра (Сын Гималаев). Ему удалось воплотить в своей живописи восточные образы величественных горных хребтов, огненного и ультрамаринового неба в удивительном сочетании с красочным русским колоритом иконописи и лубка.
Героическая серия полотен Николая Рериха, посвященная ратным подвигам России
Художник предвидел ход мировых событий и исходы мировых войн, во времена которых ему пришлось жить. Предвидя Отечественную войну с Германией, Рерих посвятил ратному подвигу русского народа множество картин и статей, где писал: "Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять". А в сами военные годы им написаны такие значительные полотна, как "Поход Игоря", "Александр Невский", "Партизаны", "Победа". А также в различных публикациях выражал свой патриотический взгляд в защиту Страны советов и веру в силу духа и мужество советского народа.
Н.К. Рерих. «За Родину». Рать. (1900).
В произведениях этого периода живописец проводит параллельную черту между «героикой старины глубокой» и войной, шагнувшей на порог современного ему мира. Его работы звучат как напоминание и предостережение, что всегда нужно помнить об уроках истории, ибо «история… сурово наказывает тех, кто ее забывает».
Художник, всем сердцем переживающий за судьбу Родины, неоднократно организовывал экспозиции своих работ, с целью их продажи в пользу советской армии.
Н.К. Рерих. «Дозор». (1903).
Н.К. Рерих. «Александр Невский поражает ярла Биргера». (1904).
Н.К. Рерих. «Стрелы неба — копья земли». (1915). Холст, темпера. 103 х 188
Музей изобразительных искусств. Туркменистан.
«Стрелы неба — копья земли» — одно из значительных полотен живописца серии предвоенных и военных картин 1914-1915 годов, впечатляющее своими внушительными размерами, огненной всепоглощающей цветовой гаммой, стилизацией.
Н.К. Рерих. «Богатыри проснулись». (1940).
Н.К. Рерих. «Весть Тирону». (1940). Холст, темпера. 76 х 122. Государственный музей искусства народов Востока. Москва.
В дневнике в начале 1940 года Николай Рерих записал: «Сейчас пишу картину "Весть Тирону" — призыв к обороне Родины…».
Сюжет полотна о Федоре Тироне - легионере, принявшем христианство, который был схвачен и замучен римскими легионерами. В предании говорится, что Тирон был предупрежден посланием о грозящей ему беде, но не поверил предостережению. Содержание полотна перекликается с событиями, которые происходили перед самым началом Отечественной войны.
Н.К. Рерих. «Ковка меча». (1941).
Произведение «Ковка меча» посвящено двум древним курумчинским кузнецам, которые, по легенде, в каменных пещерах освещенных огнем и денно, и нощно ковали меч, который должен был защитить родную землю. Энергетика полотна Рериха суровая, мужественная и героическая - началась война и страна должна была начать ковать меч победы.
Н.К. Рерих. «Борис и Глеб».(1942).
Н.К. Рерих. «Святогор». (1942).
Н.К. Рерих. «Поход Игоря». (1942).
Н.К. Рерих. «Победа». (1942). Холст, темпера. 76 х 122. Дом ученых СО РАН. Россия. Новосибирск.
В этой работе живописец отразил события военных огненных лет языком древнерусских былин и легенд. Полотно, написанное в 1942 году в преддверии решающей битвы на Волге под Сталинградом, пророчило победу в ней и перелом в ходе войны.
Святослав Рерих, младший сын художника преподнес в дар полотно «Победа» сибирским ученым как дань уважения.
Н.К. Рерих. «Александр Невский». (1942).
Н.К.Рерих.«Партизаны». (1943). Холст, темпера. 46 х 80. Государственный Русский Музей. Санкт-Петербург.
Н.К. Рерих. «Настасья Микулична». (1943). Холст, темпера. 92 х 153. Новосибирский государственный художественный музей.
Полотно "Настасья Микулична", написанное в 1943 году, когда Отечественная война была в самом разгаре, явилось аллегорией России, воплотившейся в образе могучей богатырши. На втором плане взошедшая заря как знак победы, освобождающий мир от поработителей.
Н.К. Рерих. «Единоборство Мстислава с Редедей». (1943). Холст, темпера. 57 х 123
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Полотно с историческим сюжетом «Единоборство Мстислава с Редедей», повествует о победе русского князя Мстислава Владимировича над Редедей, предводителем племени касогов. Встретившись на поле брани каждый со своей ратью, князья Мстислав и Редедя, что бы избежать кровопролития, решают вступить в поединок между собой. Условием которого было то, что войско повергнутого князя признает свое поражение. По преданию, Мстислав, обратившись с молитвой к Богородице, в страшном поединке одержал победу над врагом, обладающим большей силою. Символично, то что Рерих обратился к этой легенде в переломный год войны.
Н.К. Рерих. «Весна священная». (1945).
Все эти патриотические полотна Н. Рериха имеют несколько слоев содержания, которые ведут нас от внешнего слоя к внутреннему: от исторического к глубокому философскому, где главным мотивом есть - победа добра над злом. В сюжетах полотен преобладают библейские образы в виде ангелов, змия, всепожирающего огня и легендарные, взятые из народного эпоса и былин.
«Мадонна Орифламма». Николай Рерих
Работая над пактом, Николай Рерих разработал особый символ - Знамя Мира, которое предлагал использовать как общепринятое. Он создал полотно, где Мадонна Орифламма в руках держит белое полотно с тремя красными кругами, помещенными в окружность, символизирующую Вечность. Три амарантовых круга несут в себе философский символ прошлого, будущего и настоящего нашей планеты.
«Портрет Николая Рериха». Автор: Святослав Рерих.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/030118/37272/
Комментариев нет:
Отправить комментарий