Если вы считаете, что в искусстве главное изящество и красота, а древность или скандальность второстепенно, то смею вас разочаровать - это не так. Что сейчас, что сотни лет назад люди платили не только за саму красоту произведения, но и за тот шлейф, который тянулся за ним, на языке искусствоведения это называется провенанс.
Зная такую тенденцию, одним из первых известных фальсификаторов произведения искусства был великий итальянский художник и скульптор эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти.
Со слов историка Джорджо Вазари, испытывая желания сравнить своё творчество с знаменитыми творениями древних мастеров, он по совету Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи искусственно состарил одну из своих статуй, носившим название “Амур спящий”. Позже посредством сговора с торговцем антиквариата Бальдассаре дель Миланезе продал Рафаэлю Риарио, кардиналу Сан-Джорджио-ин-Велабро, за баснословные 200 золотых дукатов.
Процесс состаривания мрамора Микеланджело разработал самостоятельно, закопал её в землю, надеясь что это придаст мрамору характерный для древностей загар (как его называют-патину времени).
Может быть эта единственная история о фальшивом искусстве, где все закончилось хорошо.
После того как кардинал обнаружил подлог , он был настолько впечатлен работой мастера, что предложил ему работу в лучшей мастерской Рима.
Антиквар, чтобы урегулировать спор, разводя руками заявил, он ничего об этом не знал и как честный человек готов все деньги вернуть.
Микеланджело неоднократно пытался выкупить её и забрать себе, но Миланезе был непреклонен настолько, что заявил: ”Я влюбился в эту работу, что уж лучше её разобью чем отдам в другие руки”.
Статуя до наших дней не дошла. Сначала она была приобретена Чезаре Борджия, который подарил её своей возлюбленной Изабелла д’Эсте, маркграфине Мантуйской. Далее, после разграбления Мантуи Карл I вывез её в свой лондонский дворец Уайтхолл. К нашему сожалению, она была утрачена в результате пожара в январе 1698года.
Представление о ней мы сможем сложить лишь по нескольким изображениям на картинах других великих мастеров. Вот её возможное изображение на картине Джулио Романе “Рождение Юпитера «хранящейся в Национальной галереи Лондона.
Комментариев нет:
Отправить комментарий