Реформирование мемориальных музеев — важная часть стратегии развития Третьяковской галереи. Как изменятся музеи Аполлинария и Виктора Васнецовых, Анны Голубкиной и Павла Корина, рассказала глава службы развития малых музеев ГТГ Татьяна Гафар
Гипсовый вариант знаменитой вазы «Туман» (1899) хранится в музее-мастерской Анны Голубкиной. Фото: Евгений Алексеев/Государственная Третьяковская галерея
Малые музеи Государственной Третьяковской галереи постепенно становятся доступнее, несмотря на то что два из четырех закрыты на реконструкцию. О том, что именные музеи художников должны выйти из тени главных площадок — исторического здания в Лаврушинском переулке и Новой Третьяковки на Крымском Валу, — говорилось еще в принятой летом 2016 года концепции развития ГТГ. Согласно ей каждый музей должен специализироваться на одном, приоритетном направлении, связанном с жизнью и творчеством своего «главного героя». Музей-квартира пейзажиста и энтузиаста археологии Аполлинария Васнецова, автора видов старой Москвы, станет Центром москвоведения, музей его старшего брата Виктора Васнецова — Центром художественного и декоративного творчества, музей скульптора Анны Голубкиной — Центром скульптуры. Конкретной концепции не было только у музея Павла Корина, отчасти потому, что он закрыт на реконструкцию еще с 2009 года.
Разработка плана действий по обновлению легла на созданную в августе 2016-го службу развития малых музеев. Ее возглавила Татьяна Гафар, до того руководившая Московским центром музейного развития. «Малые музеи долгое время оставались в тени, и нам надо наглядно и понятно показать потенциальным посетителям, что Третьяковская галерея — это не только основные площадки, но и целый ряд монографических музеев художников», — рассказала она TANR.
Музей скульптора Анны Голубкиной станет Центром скульптуры. Фото: Евгений Алексеев/Государственная Третьяковская галерея
Одним из первых шагов по пути к узнаваемости этих филиалов стал интернет-портал «Музеи по соседству», где истории художников и зданий, в которых они жили и работали, рассказаны с помощью разных медиаформатов: фотографий, видео и игр. Особенно актуально это для музея Корина, что закрыт уже восемь лет, — на сайте можно совершить виртуальный тур по небольшому дому на Малой Пироговской улице, который художник получил благодаря покровительству Максима Горького. Виртуальными экскурсиями сюда придется ограничиться до начала 2020-х, когда музей должен открыться после реставрации и реконструкции. По словам Татьяны Гафар, когда музей прекратил работу из-за своего ветхого состояния, стало понятно, что в прежнем виде он существовать не может. Единственным выходом виделась тогда пристройка, которую даже начали проектировать. Но замысел так и не был осуществлен: помешали изменения к закону об объектах культурного наследия, ограничивающие строительство, и процесс заморозили. По новому проекту дополнительные пространства добавятся за счет подземного этажа. Подвалы под домом будут расширены, туда поместят гардероб, лекционный зал и технические помещения. За счет этого все комнаты, которые при жизни занимали Павел Корин с женой, будут открыты для посещения. «Здесь все комнаты — экспозиционные залы. Планировка, интерьеры, обстановка — все задокументировано, — рассказывает Татьяна Гафар. — Все будет восстановлено так, как было при жизни художника, в том числе мемориальная мастерская, где стоит грандиозный холст для главной картины Корина — так и не написанной „Руси уходящей“».
оспроизвести обстановку дома, как если бы художник никогда его и не покидал, — дело принципа. Сохранение интерьеров в первозданном виде было главным условием передачи имущества Корина Третьяковской галерее. И его неукоснительно соблюдали за двумя исключениями: иконы в драгоценных окладах со стен дома на Малой Пироговской переехали в запасники Третьяковки из соображений безопасности, а портретные эскизы к «Руси уходящей» и другие работы, при жизни мастера убранные за огромный холст, наоборот, выставили на обозрение посетителей.
В музее-мастерской Анны Голубкиной. Фото: Евгений Алексеев/Государственная Третьяковская галерея
Примерно в одно время с музеем Павла Корина вновь откроется музей Анны Голубкиной; реконструкция здесь началась осенью 2017-го. Ядром его останутся две мемориальные мастерские; в одной из них Голубкина работала сама, во второй занималась с учениками. Обстановку рабочих пространств воссоздадут максимально близко к оригинальной, хотя сделать это будет гораздо сложнее, чем в случае Корина: музей Анны Голубкиной в 1952 году пережил закрытие и расформирование коллекции, связанное, по всей видимости, с очередной волной борьбы с формализмом в искусстве. К мастерским присоединят другие помещения особняка в Большом Левшинском переулке, прежде не использовавшиеся как выставочные. Там разместится основная экспозиция, которая должна показать творческую биографию Голубкиной через этапы ее обучения, в том числе у Огюста Родена. Для временных выставок будет зал площадью около 100 кв. м, отдельные комнаты выделят для лекций, мастер-классов, студий. Появятся в обновленном музее и уже практически обязательные кафе и сувенирный магазин.
Музеев, посвященных братьям Васнецовым, коснулись в основном концептуальные нововведения. Как рассказала Татьяна Гафар, особенность посещения мемориальных музеев состоит в том, что, как правило, туда приходят один раз. Привлекать посетителей можно двумя путями. Первый — вернуть уже пришедшего однажды с помощью образовательных и игровых программ. Подобная тактика выбрана для музея Аполлинария Васнецова. В мемориальной квартире, где художник с семьей прожил 30 лет, и присоединенной позднее соседней происходят события, к которым привлекают в том числе и других обитателей дома в Фурманном переулке. Второй путь — изменение аудитории. Выяснилось, что в трех из четырех малых музеев (исключением стал мемориальный дом Анны Голубкиной) львиную долю зрителей составляли организованные группы. «Особенно это заметно в музее Виктора Васнецова, — комментирует Татьяна Гафар. — Индивидуальные посетители иногда не могут сразу войти в музей, если в нем две экскурсионные группы, поскольку здесь есть ограничение на единовременное посещение — 40 человек. Нам важно знать, кто эти 40 человек. Организованные группы — это хорошо и удобно, но приход индивидуального посетителя строится на других мотивах, и ему тоже должно быть комфортно».
Усилия по привлечению публики уже приносят результаты. Например, в прошлом году посещаемость музея Виктора Васнецова увеличилась на 20% именно за счет индивидуальных зрителей. А в музее-квартире Аполлинария Васнецова число посетителей выросло более чем вдвое.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/5346/
Комментариев нет:
Отправить комментарий