Реалистический метод изображения - один из самых трудных для художника. Он заставляет думать о максимальной эффективности каждого формального приема в образном раскрытии жизненного содержания, обладающего многообразием черт и характеристик, которые приходится переводить на язык искусства. Добиться мудрого равновесии между жизнью и ее художественным претворением бывает нелегко даже высокопрофессиональному мастеру. Традиции русской реалистической школы последовательно развивал русский, советский художник, заслуженный художник РСФСР Вячеслав Андреевич Федоров (1918-1985).
Берег Желнихи. Лошадки. 1982, х.м.,
Вячеслав Андреевич Фёдоров (1918—1985)
Имя Федорова прочно вошло в историю пейзажной живописи нашей страны как имя художника-реалиста, поэта русской природы, большого мастера со своеобразным видением мира, оригинальной творческой манерой.
Остатки снега. 1960, х.м., 69Х43,5
Родился художник в 1918 г. в городе Иваново-Вознесенск, в бедной семье ткачей. «Рисовальный» талант в семье наследственный. Согласно преданию дед художника был бродячим иконописцем. Детство было скудным. В городе находилось художественное училище, ориентированное, в основном, на потребности ткацкой промышленности региона, но училище было прекрасно укомплектовано преподавателями и основные художественные дисциплины давались более чем достойно.
Поздний вечер. 1967, х.м., 55Х70
В училище педагогами Вячелава Федорова стали, ученики знаменитого В. Серова И. И. Нефёдов и С. М. Пырин.
В течение 1936-1939 гг. В. А. Федоров окончил курс училища. Дипломом с отличием. Три его пейзажа были отобраны для Всесоюзной выставки.
Вскоре началась война. После тяжелейшего ранения в обе ноги, списанный вчистую, В. Федоров пробирается в Среднюю Азию, в Самарканд. Туда была эвакуирована ВАХ (Всесоюзная Академия художеств, позднее —Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Федоров зачислен и попадает в уникальнейшее учебное заведение, образованное соединением трех ведущих художественных ВУЗов страны: ВАХ, Московского Государственного Художественного института (с 1948 г. им. В.И. Сурикова) и Киевского художественного института.
Туман. 1971, х.м., 61Х121
Таким образом, в далеком Самарканде образовалась уникальная художественная среда и возникла редчайшая возможность познакомиться с ведущими мастерами различных школ и направлений, общаться с ними, учиться у них.
После возвращения Академии в Ленинград Федоров продолжает обучение по мастерской Бориса Владимировича Иогансона, наставником которого, в свое время, был замечательный колорист К. Коровин. Вот так — из рук учеников Серова, к ученику Коровина… Прямая традиция Великого русского искусства.
Федоров учится вместе с В. Загонеком, Ю. Подлясским, Б. Угаровым, Л. Кабачеком, А. Левитиным, Э. Выржиковским, М. Копытцевой.
В 1951 г. окончено обучение в Институте имени Репина и получен Диплом с отличием. Становление В.А. Федорова как пейзажиста произошло в 50- годы XX в.
Уже в первой их половине он нашел свою тему, пронесенную через всю жизнь. Это тема нерасторжимой связи человека и природы, доброй и щедрой к людям, пейзаж, в котором обязательно есть следы присутствия человека.
Росту профессионального мастерства способствовал тот факт, что начиная с 1952 г. В.А. Федоров по два-четыре месяца ежегодно проводил на творческих дачах, работая рядом с ведущими художниками страны.
Ива цветет. 1968, х.м., 70,5Х107
Излюбленная тема Федорова – пейзаж средней полосы России. Местом, где Вячеслав Андреевич всегда хорошо работал, была деревня Желниха. Каждый год он приезжал туда, на берег тихого озера. Именно там были написаны картины «Берег Желнихи. Лошадки» (1982), «Озеро. Туман» (1983), «Облачный день» (1983), «На озере» (1980) из фондов Плесского музея-заповедника.
Облачный день. 1983, х.м., 60Х115
Федоров умеет находить и раскрывать красоту в каждом изображаемом предмете. Всюду, за какую бы он не брался тему, можно увидеть присущие художнику черты его дарования: реализм, лиричность, необыкновенную красочную убедительность. Произведения В.А. Федорова 80- х гг. всегда закончены и целостны. В них всегда гармонирует земля, воздух, зелень.
Перед покосом. 1975, х.м., 26Х45
Единой жизнью с окружающей природой живет в его картинах и человек. Чувствуется, что художник горячо любит родную страну и стремится передать это в собирательных и конкретных образах русской природы, которая всегда ощущается им как поэма в красках. Любовь художника В.А. Федорова – весна. Ей посвящена работа «Майский день» (1981-1983): весеннее пробуждение природы, узкая, голубая змейка речки, черные и белые стволы деревьев, солнце озаряет весеннюю зелень, синеву неба.
Майский день. 1981-83, х.м., 90Х149
Федоров пишет так, как будто сейчас во всем свете весна, со всеми теми красками, запахами, настроением, которые она приносит. Так живо писать может только настоящий поэт природы, влюбленный в ее красоту. Художник многому учился у старых мастеров-живописцев: Шишкина, Поленова, Левитана, Серова, - учился наблюдательности и зоркости. Природная музыкальность Федорова в живописных полотнах обернулась способностью, не допускающей ни одной фальшивой ноты в созвучиях красок. В 1978 г. В.А. Федорову присваивают звание «Заслуженный художник РСФСР». О много работал с натуры: то в ближайших окрестностях Иваново, то среди удивительной природы Плеса.
Разлив на Талке. 1972, х. на к.м., 45Х60
Федоров не довольствовался умением писать природу вообще. Он ставил перед собой задачи, связанные с исканиями передовых мастеров реалистического искусства. Придавал огромное значение этюду с натуры. Работа над этюдом была для него и приемом изучения природы и непрерывной профессиональной тренировкой, и основой для формирования пейзажных композиций. Многочисленные этюды В.А. Федорова – то малые, то большие – изображают иногда целый пейзажный мотив, иногда только отдельную деталь. Но всегда, писал ли он плесские дали или только кустик рябины, он определял композицию своего этюда, рассматривал его не как заметку для памяти, но как по-своему завершенное художественное произведение.
Тихо в лесу. 1979, к.м., 60Х36
Постоянная работа на натуре развила в художнике понимание природы. Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы, умело передавал состояние природы – туман, утро, полдень – сохранял при этом четкость и колорит изображения. Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной. «Озеро. Туман» (1983) – одно из классических созданий В.А. Федорова.
Озеро. Туман. 1983, х. на к.м., 67Х7
Живая эмоциональность, немного сдержанная в ранних работах художника получила свободное развитие в этой картине. Федоров обращается к переживаниям человека: пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие чистые голоса. Уверенно сочетаются в картине различные пространственные планы, материальность близких предметов и мерцание скрывающихся в туманной дымке.
На Мсте. 1981, х.м., 73,5Х120
80-е годы совпали с очень трудным периодом в жизни художника. Старые раны, болезни подточили его здоровье. Привыкший чувствовать себя сильным и легким на подъем, Вячеслав Андреевич тяжело переживал свое вынужденное пребывание дома, невозможность по-прежнему ежедневно энергично работать. Теперь каждый выезд на природу тщательно готовился. Пришлось отказаться от больших холстов, брать с собой лишь небольшие куски грунтованного картона. Наметившаяся ранее перемена в настроении работ еще больше усиливается, появляются черты суровой сдержанности, возникает тяготение к эпическим полотнам, к большей живописной законченности.
В 1985 г. В.А. Федоров написал картину, которой суждено было в последний раз воплотить его возможности как крупнейшего пейзажиста страны. Это «Туман. Утро» (1985).
Туман. Утро. 1985, х.м., 85,5Х90
Она явилась как бы синтезом его творческого развития. Одна из самых больших по размеру, продуманно скомпонованная, она сразу же производит впечатление торжественного величия и покоя утренней природы. К сожалению, эта работа так и осталась незавершенной. Художник умер 14 сентября 1985 г.
Жизнь В.А. Федорова была заполнена постоянной деятельностью: им написано много картин и этюдов, которые находятся в 28-ми музеях нашей страны и за рубежом. Он много сделал для развития и популяризации русской школы пейзажной живописи. Федоров был активным и авторитетным участником Союза художников СССР, занимался с начинающими мастерами живописи, среди которых сын художника.
https://www.liveinternet.ru/users/4468278/post431582263/
Комментариев нет:
Отправить комментарий