Леонардо да Винчи сделал копию своей знаменитой «Тайной вечери» на холсте. Который, в отличие от фрески, сохранился и довольно неплохо. Документальный фильм, снятый Жаном-Пьером Исбутсом и Кристофером Хит Брауном, рассказывает, как выглядело одно из самых известных произведений в мире, когда только вышло из-под кисти гения Ренессанса.
«Тайная вечеря» — это одновременно один из величайших триумфов в истории искусства и одна из крупнейших трагедий. Художник стремился передать эмоциональный и драматический накал одного из самых важных эпизодов Евангелия,но при этом хотел отойти от традиционных фресок на эту тему. А потому выбрал непроверенный материал — масляные краски, которые не смогли связаться со штукатуркой и со временем начали разрушаться.
Столетия спустя, по некоторым оценкам, остались нетронутыми лишь 20 процентов оригинальной картины, что затрудняет полное понимание этого шедевра.
Оригинальная фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» на стене трапезной в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане
Двое учёных из США Жан-Пьер Исбутс и Кристофер Хит Браун, которые работали над книгой «Молодой Леонардо. Эволюция революционного художника в 1472 — 1499 годах», не представляли, что можно увидеть фреску практически в первозданном виде. Но однажды друг рассказал им о второй версии картины, созданной всего через несколько лет после окончания оригинальной росписи.
«Я сказал, что он спятил!», — признался Браун в интервью artnet News на премьере короткометражки «Поиск „Тайной вечери“» в Нью-Йорке. Фильм рассказывает о происхождении дубликата и попытках авторов проследить его судьбу до момента завершений и до появления в монастыре норбертинцев в Тонгерло неподалёку от бельгийского Антверпена.
Полномасштабная копия «Тайной вечери» из аббатства норбертинцев в Тонгерло. Фото: informatia-zilei.ro
Обнаружив холст, исследователи были поражены, насколько он хорошо сохранился. По идеальному совпадению фигур можно предположить, что писали его с использованием тех же картонов, что и оригинал. Авторы фильма показывают, как это произведение заполняет пробелы в знаменитой фреске, делая картину завершённой.
«Тайная вечеря» ознаменовала конец первого этапа карьеры Леонардо,переведя его в ранг признанных гениев. Одним из тех, кто оценил работу, был король Франции Людовик XII, который завоевал Милан и, как пишет историк искусств Джорджо Вазари, нашёл время для посещения церкви Санта-Мария-делле-Грацие.
Монарху очень хотелось забрать шедевр во Францию, которая тогда испытывала недостаток в произведениях такого рода, но «тот факт, что картина была написана на стене, остановил хищнические намерения Его Величества, и она осталась у миланцев», — отметил Вазари.
Слева: обложка книги «Молодой Леонардо. Эволюция революционного художника в 1472 — 1499 годах» (2017). Фото: artnet News
Однако Людовик решил: если у него не будет самой фрески, то можно сделать копию на холсте и вывезти на родину. Авторы фильма считают, что на это указывает письмо,датированное январём 1507 года из архивов во Флоренции. В нём король пишет: «нам нужен Леонардо да Винчи для выполнения задания в родном городе». Вероятнее всего,под этим подразумевалось написание полномасштабного дубликата «Тайной вечери». Браун и Исбут предполагают, что художник поручил наблюдать за работой своему лучшему помощнику Андреа Соларио. Известно, что он уже руководил созданием копий произведений Леонардо в его мастерской.
Фрагменты оригинальной фрески «Тайная вечеря» в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (слева) и копии на холсте из аббатства в Тонгерло
Упоминание о «"Тайной вечере» на холсте с монументальными фигурами, привезённой королём из Милана" содержится в описи от 1540 года, составленной во французском Гайоне. Пять лет спустя картину купил аббат монастыря в Тонгерло, идентифицировав её как работу да Винчи. В период французского правления монахи скрывали шедевр в зернохранилище, а в 1960 году он обрёл собственный «дом» — Музей Да Винчи.
Сейчас эксперты, исследовавшие копию «Тайной вечери», пришли к выводу, что 90 процентов работы сделали подмастерья. Но к изображениям Иисуса и святого Иоанна, кажется, приложил руку сам Леонардо: рентген показал, что под этими двумя важными фигурами — в отличие от остальных частей картины — нет предварительного рисунка.
Слева: фигуры Христа и апостола Иоанна на холсте из Тонгерло, под которыми, как показали исследования,нет предварительного наброска
В мастерской да Винчи сделали также третью копию фрески — примерно в 1520 году. Тогда работой руководил Джованни Пьетро Риццоли по прозвищу Джампетрино. Эта реплика, которая не во всём соответствует оригиналу, принадлежит Королевской академии в Лондоне и используется как учебное пособие. Поскольку в учреждении сейчас идёт ремонт, картина висит довольно высоко в Часовне святой Магдалены в Оксфорде.
Смотрите трейлер фильма «Поиск „Тайной вечери“»:
Несмотря на своё превосходное состояние, холст из монастыря Тонгерло всё же нуждается в реставрации. Наиболее значительный урон был нанесён ему во время пожара в аббатстве в 1929 году. Кроме того, полотно состоит из нескольких сшитых между собой кусков, которые очень и очень тонки. По предварительным данным, на его восстановление необходимо полмиллиона евро. К радости священнослужителей, все средства, собранные благодаря фильму «Поиск „Тайной вечери“», его авторы обещали перечислить на эти цели.
https://artchive.ru/news/
Комментариев нет:
Отправить комментарий