![Маяк. (1895). Автор: Лагорио Лев Феликсович. Маяк. (1895). Автор: Лагорио Лев Феликсович.](https://kulturologia.ru/files/u21941/0-marina-009.jpg)
Маяк. (1895). Автор: Лагорио Лев Феликсович.
,
«Свободная стихия» моря всегда влекла и манила живописцев всего мира и была неиссякаемым источником вдохновения. Не исключением является и Россия, славящаяся во все времена своими художниками, посвятившими свое творчество морской живописи, в которой можно увидеть не только бушующую или умиротворенную стихию воды, а и огромное множество историй о кораблях, бороздящих моря, о грандиозных морских батальных сражениях, о трагических кораблекрушениях.
![Афонское сражение. (1853). Автор: Алексей Петрович Боголюбов. Афонское сражение. (1853). Автор: Алексей Петрович Боголюбов.](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-marina-006.jpg)
Афонское сражение. (1853). Автор: Алексей Петрович Боголюбов.
Ничто так испокон веков не завораживало людей как непостижимое и изменчивое настроение моря: от всепоглощающей стихии, крушащей и разбивающей все на своем пути до состояния полного штиля, когда в воде мирно отражаются облака, солнце и реющие над гладью воды чайки. Художники, как натуры тонкие и творческие, во все времена тянулись к этой стихии, которой и был выделен особый жанр живописи - марина. А возник впервые этот жанр в Нидерландах в начале 17 столетия. И сразу же стал весьма популярен и востребован.
Алексей Петрович Боголюбов (1824 — 1896)
![Фотопортрет А. П. Боголюбова работы А. О. Карелина. Фотопортрет А. П. Боголюбова работы А. О. Карелина.](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-marina-001.jpg)
Фотопортрет А. П. Боголюбова работы А. О. Карелина.
Алексей Петрович Боголюбов — известный русский художник-маринист, мастер батальной морской живописи, внук писателя А. Н. Радищева. С 10 лет был отдан в Александровский кадетский корпус, а затем продолжил обучение в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге.
![Гибель фрегата «Александр Невский» (Дневной вариант). (1868). Автор: Алексей Петрович Боголюбов. Гибель фрегата «Александр Невский» (Дневной вариант). (1868). Автор: Алексей Петрович Боголюбов.](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-marina-005.jpg)
Гибель фрегата «Александр Невский» (Дневной вариант). (1868). Автор: Алексей Петрович Боголюбов.
На протяжении 7 лет он путешествовал по Европе, брал уроки у знаменитых маринистов и работал над своими картинами. Сопровождал будущего царя Александра III в поездках по России и делал множество зарисовок. Выполнял заказ государя российской империи, предусматривающему написание истории флота России времен Петра I в картинах.
![Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Бутленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года. (1878). Автор: Алексей Петрович Боголюбов. Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Бутленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года. (1878). Автор: Алексей Петрович Боголюбов.](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-marina-003.jpg)
Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Бутленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года. (1878). Автор: Алексей Петрович Боголюбов.
Опыт боевого морского офицера и живописца позволил создать художнику реалистичные батальные сцены на море. Где видим необыкновенное мастерство и умение мастера привлекать внимание зрителя стихией природы и стихией боевых сражений. За свою творческую карьеру неоднократно награждался золотыми медалями от Академии художеств, а в 1860 получил звание академика и профессора живописи. В том же году организовал выставку в пользу вдов и сирот художников.
![Ночное нападение на 44-пушечный фрегат «Флора» с 5 на 6 ноября 1853 года. (1857). Автор: Алексей Петрович Боголюбов. Ночное нападение на 44-пушечный фрегат «Флора» с 5 на 6 ноября 1853 года. (1857). Автор: Алексей Петрович Боголюбов.](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-marina-004.jpg)
Ночное нападение на 44-пушечный фрегат «Флора» с 5 на 6 ноября 1853 года. (1857). Автор: Алексей Петрович Боголюбов.
Еще при жизни Боголюбов основал Саратовский художественный музей и дал ему имя своего деда А.Н. Радищева. Немногим позже при музее открыли рисовальную школу. Музею города и учебному заведению мастер завещал все свое нажитое состояние, «дабы возвысить образовательное дело юношества».
![Петербург при заходе солнца. Автор: Алексей Петрович Боголюбов. Петербург при заходе солнца. Автор: Алексей Петрович Боголюбов.](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-marina-007.jpg)
Петербург при заходе солнца. Автор: Алексей Петрович Боголюбов.
Почти 25 лет Боголюбов прожил во Франции, но всю свою творческую и общественную жизнь он посвятил русскому искусству. Умер художник в Париже, но тело было перевезено в Россию и захоронено в Петербурге. А богатое наследие живописца хранится во многих известных музеях мира.
![Кораблекрушение. Автор: Алексей Петрович Боголюбов. Кораблекрушение. Автор: Алексей Петрович Боголюбов.](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-marina-008.jpg)
Кораблекрушение. Автор: Алексей Петрович Боголюбов.
Руфим Гаврилович Судковский (1850-1885).
![Фотография Р. Г. Судковского, 1885 год. Фотография Р. Г. Судковского, 1885 год.](https://kulturologia.ru/files/u21941/000-marina-011.jpg)
Фотография Р. Г. Судковского, 1885 год.
Руфим Гаврилович Судковский - российский живописец-маринист, академик Императорской Академии художеств. Родился в Херсонской губернии в семье священника, который прочил и своему сыну судьбу священнослужителя. Будущему художнику пришлось окончить духовное училище, а потом и Одесскую семинарию. Однако Руфим сызмальства проявлял интерес к рисованию. А когда оказался в Одессе, его юную душу навсегда пленило море. И в нем окончательно проснулся необычайный дар живописца.
![«На берегу моря».(1882). Иркутский областной художественный музей. Автор: Р.Г.Судковский. «На берегу моря».(1882). Иркутский областной художественный музей. Автор: Р.Г.Судковский.](https://kulturologia.ru/files/u21941/000-marina-010.jpg)
«На берегу моря».(1882). Иркутский областной художественный музей. Автор: Р.Г.Судковский.
Он с большим усердием стал посещать рисовальную школу Одесского общества любителей искусства. Особенно проявилась у юноши любовь к морским сюжетам. А в 1868 году Судковский, не окончив курс семинарии, отправляется в Петербург, где был сразу же принят учеником в Академию художеств. Его работы во время учебы неоднократно отмечались серебряными медалями.
![«Морской вид». (1881). Приморская государственная картинная галерея. Автор: Р.Г.Судковский. «Морской вид». (1881). Приморская государственная картинная галерея. Автор: Р.Г.Судковский.](https://kulturologia.ru/files/u21941/000-marina-007.jpg)
«Морской вид». (1881). Приморская государственная картинная галерея. Автор: Р.Г.Судковский.
Руфим Гаврилович мог бы добиться огромной славы и популярности если бы не скоропостижная смерть от тифа. В возрасте менее 35 лет, на самом пике карьеры художника не стало. Хотя после него осталось немалое наследие, и в основном это изумительные морские пейзажи. Немногим позже друзья Судковского организовали посмертную экспозицию его работ.
![«Морской пейзаж». (1885). Ставропольский краевой музей изобразительных искусств. Автор: Р.Г.Судковский. «Морской пейзаж». (1885). Ставропольский краевой музей изобразительных искусств. Автор: Р.Г.Судковский.](https://kulturologia.ru/files/u21941/000-marina-001.jpg)
«Морской пейзаж». (1885). Ставропольский краевой музей изобразительных искусств. Автор: Р.Г.Судковский.
![«Морской вид». (1884). Частное собрание. Автор: Р.Г.Судковский. «Морской вид». (1884). Частное собрание. Автор: Р.Г.Судковский.](https://kulturologia.ru/files/u21941/000-marina-004.jpg)
«Морской вид». (1884). Частное собрание. Автор: Р.Г.Судковский.
![«Одесский волнолом».<br>(1885).Эстонский художественный музей. Автор: Р.Г.Судковский. «Одесский волнолом».<br>(1885).Эстонский художественный музей. Автор: Р.Г.Судковский.](https://kulturologia.ru/files/u21941/000-marina-002.jpg)
«Одесский волнолом».
(1885).Эстонский художественный музей. Автор: Р.Г.Судковский.
![«Очаковская пристань». (1881). Государственная Третьяковская галерея. Автор: Р.Г.Судковский. «Очаковская пристань». (1881). Государственная Третьяковская галерея. Автор: Р.Г.Судковский.](https://kulturologia.ru/files/u21941/000-marina-006.jpg)
«Очаковская пристань». (1881). Государственная Третьяковская галерея. Автор: Р.Г.Судковский.
![«Очаковский берег». (1870). Николаевский художественный музей. Автор: Р.Г.Судковский. «Очаковский берег». (1870). Николаевский художественный музей. Автор: Р.Г.Судковский.](https://kulturologia.ru/files/u21941/000-marina-005.jpg)
«Очаковский берег». (1870). Николаевский художественный музей. Автор: Р.Г.Судковский.
Лагорио Лев Феликсович (1827 — 1905)
![Лагорио Лев Феликсович. / Императорская яхта «Держава». (1886). Лагорио Лев Феликсович. / Императорская яхта «Держава». (1886).](https://kulturologia.ru/files/u21941/219413967.jpg)
Лагорио Лев Феликсович. / Императорская яхта «Держава». (1886).
Лев Лагорио — один из самых известнейших русских художников-маринистов. Первый ученик и подмастерье метра морской живописи - Ивана Айвазовского, выпускник Академии художеств Петербурга. Родился будущий художник в Феодосии, в купеческой семье. Отец был выходцем из аристократического генуэзского рода, масоном и вице-консулом королевства Сицилии.
![«Северный пейзаж». (1872). Рязанский государственный областной художественный музей. Автор: Л. Ф. Лагорио. «Северный пейзаж». (1872). Рязанский государственный областной художественный музей. Автор: Л. Ф. Лагорио.](https://kulturologia.ru/files/u21941/0-marina-004.jpg)
«Северный пейзаж». (1872). Рязанский государственный областной художественный музей. Автор: Л. Ф. Лагорио.
Окончив Академию, Лагорио принял российское подданство и отправился в пенсионерскую поездку по Европе, где совершенствовался живописи у французских и итальянских мастеров. По возвращении в Россию получил звание профессора живописи. Много работал на Кавказе, выполняя заказ императора. Художник написал серию работ о русско-турецкой войне.
![«Скалы Дива и Монах».<br>(1890). Владимиро-Суздальский художественный музей-заповедник. Автор: Л. Ф. Лагорио. «Скалы Дива и Монах».<br>(1890). Владимиро-Суздальский художественный музей-заповедник. Автор: Л. Ф. Лагорио.](https://kulturologia.ru/files/u21941/0-marina-003.jpg)
«Скалы Дива и Монах».
(1890). Владимиро-Суздальский художественный музей-заповедник. Автор: Л. Ф. Лагорио.
![«Батум». (1881). Оренбургский музей изобразительных искусств. Автор: Л. Ф. Лагорио. «Батум». (1881). Оренбургский музей изобразительных искусств. Автор: Л. Ф. Лагорио.](https://kulturologia.ru/files/u21941/0-marina-002.jpg)
«Батум». (1881). Оренбургский музей изобразительных искусств. Автор: Л. Ф. Лагорио.
![«Императорская яхта «Держава». (1886). Частное собрание. Автор: Л. Ф. Лагорио. «Императорская яхта «Держава». (1886). Частное собрание. Автор: Л. Ф. Лагорио.](https://kulturologia.ru/files/u21941/0-marina-001.jpg)
«Императорская яхта «Держава». (1886). Частное собрание. Автор: Л. Ф. Лагорио.
![«Лунная ночь на Неве». (1898). Приморская краевая картинная галерея. Владивосток. Автор: Л. Ф. Лагорио. «Лунная ночь на Неве». (1898). Приморская краевая картинная галерея. Владивосток. Автор: Л. Ф. Лагорио.](https://kulturologia.ru/files/u21941/0-marina-005.jpg)
«Лунная ночь на Неве». (1898). Приморская краевая картинная галерея. Владивосток. Автор: Л. Ф. Лагорио.
![«Морской пейзаж». (1897). Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Автор: Л. Ф. Лагорио. «Морской пейзаж». (1897). Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Автор: Л. Ф. Лагорио.](https://kulturologia.ru/files/u21941/0-marina-006.jpg)
«Морской пейзаж». (1897). Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Автор: Л. Ф. Лагорио.
Николай Николаевич Гриценко (1856—1900)
![фото Николая Гриценко. /«Броненосный крейсер I ранга „Адмирал Корнилов“ во время постройки в Сен-Назере, в Бретани». (1889). фото Николая Гриценко. /«Броненосный крейсер I ранга „Адмирал Корнилов“ во время постройки в Сен-Назере, в Бретани». (1889).](https://kulturologia.ru/files/u21941/000-marina-013.jpg)
фото Николая Гриценко. /«Броненосный крейсер I ранга „Адмирал Корнилов“ во время постройки в Сен-Назере, в Бретани». (1889).
Николай Николаевич Гриценко - известный русский художник-маринист. Написал множество картин и акварелей с изображением видов разных портов, кораблей на верфях, гаваней и различных мест России и Сибири. В жанре марины ему особо удавалось воспроизводить изображения кораблей российского военного флота.
![На верфи.(1898).Ярославский художественный музей. Автор: Гриценко Н. Н. На верфи.(1898).Ярославский художественный музей. Автор: Гриценко Н. Н.](https://kulturologia.ru/files/u21941/0-marina-010.jpg)
На верфи.(1898).Ярославский художественный музей. Автор: Гриценко Н. Н.
![Русская эскадра в Тулоне в 1893 году. (1893). Автор: Гриценко Н. Н. Русская эскадра в Тулоне в 1893 году. (1893). Автор: Гриценко Н. Н.](https://kulturologia.ru/files/u21941/00-marina-010.jpg)
Русская эскадра в Тулоне в 1893 году. (1893). Автор: Гриценко Н. Н.
![В порту. Автор: Гриценко Н. Н. В порту. Автор: Гриценко Н. Н.](https://kulturologia.ru/files/u21941/219410267.jpg)
В порту. Автор: Гриценко Н. Н.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/160318/38204/
Комментариев нет:
Отправить комментарий