За «меланхолический» автопортрет Пикассо планируют выручить $70 млн

Этой весной аукционный дом Christie’s выставит на продажу картину Пабло Пикассо, которая, как ожидается, войдёт в пятёрку самых дорогих работ мастера. Предварительная оценка редкого произведения составляет 70 млн долларов США. Считается, что это автопортрет художника, написанный в 1943 году, когда нацисты планировали отправить его в концентрационный лагерь.
На полотне размером 130 на 81 см под названием «Моряк» изображён печального вида мужчина в тельняшке, сидящий на стуле. «В этой картине тёмный смысл. Он нервозен,он на грани и немного угрюм», — говорит представитель Christie’s Конор Джордан. Голова человека опирается на правую руку, левая лежит на скрещённых коленях. «Это традиционная поза меланхолии», — добавляет Джордан.




В предыдущий раз «Моряк» появлялся на аукционе в 1997 году во время легендарной распродажи коллекции Виктора и Салли Ганц. Она всё ещё остаётся одним из самых знаменитых собраний произведений искусства XX века. 

Супругам принадлежала также композиция «Алжирские женщины(версия О)», проданная на торгахChristie’s Нью-Йорке за 179,4 млн долларов в мае 2015 года. Тогда полотно стало самой дорогой картиной,проданной публично, и по-прежнему является аукционным рекордом для работ Пикассо. 

Виктор Ганц купил «Моряка» в 1952 году у издателя Гарри Абрамса за 11 тыс. долларов. 

Слева: Пабло Пикассо, «Моряк»(28 октября 1943). Частная коллекция
Алжирские женщины (версия O)
Пабло Пикассо
1955, 114×146.4 см
То, что картина — автопортрет, подтверждает рассказ абстракциониста Джерома Секлера, который разговаривал с Пикассо: «…Я сказал, что, по моему мнению, это автопортрет. Он внимательно выслушал и, наконец, сказал: „Да, это я, но я не вкладывал в него какое-либо политическое значение“. Я спросил, почему он написал себя в виде моряка. „Потому что, — ответил он, — я всегда ношу тельняшку. Видишь?“ Он поднял рубашку и показал майку с бело-синими полосками!». 

«Моряк» отражает эмоциональный и психологический дискомфорт художника в разгар нацистской оккупации Франции. Портрет был создан через несколько недель после самого опасного кризиса, с которым сталкивается Пикассо во Второй мировой войне. Ещё в начале военных действий он решил остаться во Франции, несмотря на предложения переехать в Мексику или Соединённые Штаты. «Скорее всего, сейчас не время для творческого человека исчезать, уклоняться и прекращать работу», — пояснил художник.
Кадр из фильма «Гений: Пикассо» с Антонио Бандерасом в заглавной роли. Трейлер ленты, премьера которой состоится 24 апреля, смотрите тут

Хотя Пикассо был гражданином Испании, решение остаться во Франции потребовало много мужества. Как автор «Герники» он был во всём мире признан антифашистом,и в одной из речей Гитлер угрожал художнику, назвав по имени. Немецкие агенты регулярно посещали его студию в поисках уличающих доказательств, при этом оскорбляя живописца и уничтожая его картины.

Герника
Пабло Пикассо
1937, 349.3×776.6 см
Ранее считалось, что эти угрозы никогда не выходили за рамки притеснений. Однако в архиве Пикассо было обнаружено письмо от 16 сентября 1943 года — всего за пять недель создания «Моряка» — из которого стало ясно, что нацисты планировали депортировать его в концлагерь. Художника спасло вмешательство друзей, в частности,Арно Брекера, любимого скульптора Гитлера, который убедил диктатора не трогать живописца. Другим людям из окружения Пикассо не повезло. Один из его ближайших друзей — художник и поэт Макс Жакоб — весной 1944 года был депортирован в концлагерь, где и умер. В августе того же года союзники освободили Париж.

Вечерняя распродажа произведений импрессионистов и модернистов пройдёт в штаб-квартире Christie’s в Нью-Йорке 15 мая 2018 года.

афиша выставки «Герника» в Музее Пикассо в Париже

Тем временем в Музее Пикассо в Париже открылась выставка, посвящённая 80-летию создания«Герники». Экспозиция переместилась во французскую столицу из Центра искусств королевы Софии в Мадриде,где проходила с 5 апреля до 4 сентября 2017 года. 

Множество эскизов и постскриптумов к этому легендарному полотну напоминают о его контексте — том шоке, который вызвала бомбёжка городка Герника в Стране Басков 26 апреля 1937 года. Выставка продлится до 29 июля.

https://artchive.ru/news/

Комментариев нет:

Отправить комментарий