Серию утраченных шедевров, в том числе «Водяные лилии» Моне и «Подсолнухи» Ван Гога, реконструировала международная компания,объединяющая художников и инженеров. Используя 3D-сканеры и технологии судебно-медицинской экспертизы, они вызвали к жизни полотна, известные сейчас только по фотографиям, подчас некачественным. Результаты работы будут представлены публике в серии телерепортажей с начала мая.
Компания Factum Arte со штаб-квартирами в Мадриде, Лондоне и Милане стремится сохранить объекты культурного наследия и современного искусства, объединяя современные технологии и художественное мастерство. Среди успешных проектов фирмы — создание точной копии погребальной камеры фараона Тутанхамона, которая с 2014 года обустроена в Долине царей в Луксоре. По словам основателя и руководителя Factum Arte Адама Лоу, оригинальная гробница «была построена для вечного упокоения, а не для посещений».
Реплика погребальной камеры фараона Тутанхамона в Луксоре, выполненная экспертами Factum Arte. Фото: factum-arte.com
Factum Arte использует 3D-сканеры, первоначально разработанные для медицинских целей, чтобы тщательно зафиксировать все нюансы картины или объекта, вплоть до тончайших отметин или трещин. Одни аппараты выявляют детали, незаметные невооружённому глазу, снимая информацию с поверхности, лишённой цвета. Это позволяет «увидеть предметы совершенно по-другому». Другое оборудование предназначено для регистрации форм.
В 1958 году одно из небольших полотен Клода Моне «Водяные лилии» стало жертвой катастрофического пожара в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Сейчас,благодаря технологиям судмедэкспертов, реставраторы экстрагировали его важнейшие оттенки и детали красочной поверхности, что позволило воссоздать движение света на поверхности воды.
На слайдере ниже представлен процес восстановления картины, начиная с сохранившегося чёрно-белого снимка, сделанного до пожара:
Prev
Next
«Это совершенно захватывающе, — сказал Лоу. — Думаю, сам Моне поверил бы, что это его работа».
Реплика пейзажа Клода Моне «Водяные лилии», выполненная экспертами Factum Arte. Фото: factum-arte.com
Другим недавно реконструированным шедевром стали «Подсолнухи» Винсента Ван Гога — один из семи натюрмортов, созданных в 1888 году. Он был куплен японским коллекционером и погиб во время американской бомбардировки города Асия в 1945 году. Национальная галерея позволила команде Лоу исследовать принадлежащий ей вариант «Подсолнухов», чтобы эксперты смогли воссоздать мазки художника.
«У нас была очень плохая цветная фотография и ряд других справочных материалов, но определить положение штрихов и движения кисти так, чтобы они соответствовали утраченной картине, мы смогли только после исследования полотна из Национальной галереи. Чтобы восстановить цвета,мы полагались на знания о палитре Ван Гога и красках, которые он тогда использовал. Ван Гог был бы очень доволен», — поясняет основатель Factum Arte.
Слева: финальная реплика«Подсолнухов» Ван Гога. Ниже: процесс воссоздания картины. Фото — factum-arte.com
Международная команда экспертов также сделала реплику полотна «Концерт» (ок. 1664) Яна Вермеера, выкраденного в 1990 году из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне во время крупнейшего арт-ограбления современности. И, благодаря Factum Arte, мы можем воочию представить, как выглядел «Портрет Уинстона Черчилля», написанный в 1954 году Грэхемом Сазерлендом и сожжённый женой британского премьер-министра Климентиной.
Наибольшее волнение у Адама Лоу вызывает реконструкция картины Вермеера, ведь есть надежда, что оригинальную работу в один прекрасный день всё же найдут. «Надеюсь, мы сможем увидеть, насколько близко наше представление», — говорит Лоу. Напомним, «Концерт, чья стоимость оценивается примерно в 200 млн долларов,возглавляет список самых разыскиваемых картин мира. Для воссоздания сцены мастера так же ориентировались на несколько плохих фотографий и отсканированное полотно Вермеера из Королевской коллекции, относящееся к тому же периоду.
Prev
Next
Супруги Черчилли считали, что были последними, кто видел портрет лорда Уинстона работы Грэхема Сазерленда. Это изображение было написано по заказу парламента к 80-летию британского военного лидера. Сам натурщик возненавидел картину, сказав,что выглядит на ней как «полупридушенный старик в состоянии депрессии,размышляющий о ядерной бомбе». Клементина сожгла холст, что Сазерленд назвал«актом вандализма».
На вопрос, что бы сами Черчилли подумали о реконструкции, Лоу ответил: «Они были бы в ужасе от того, что он вернулся из небытия. Но они были совершенно неправы, уничтожив его,этого не следовало делать. Это очень сильный и нежный портрет, он был написан, чтобы висеть в парламенте». Создать реплику удалось создать благодаря ранее не опубликованной фотографии, сделанной военным фотографом Ларри Берроузом.
Слева: восстановленный портрет Уинстона Черчилля работы Грэхема Сазерленда. Фото: factum-arte.com
Команда также восстановила масштабную «Аллегорию медицины» Густава Климта, которая была похищена нацистами и уничтожена подразделением СС вместе с австрийским замком во время отступления в 1945 году. Теперь же эксперты проделали кропотливую работу, используя одну черно-белую фотографию и сохранившийся цветной фрагмент.
Ниже представлены фрагменты цифровой реконструкции «Аллегории медицины»:
Воссозданные шедевры будут представлены зрителям в телевизионном проекте «Тайна утраченных картин», который стартует на канале Sky Arts со 2 мая. Его директор Филипп Эдгар-Джонс назвал серию «беспрецедентной»: «Истории о том, как такие колоссальные работы были потеряны, украдены или уничтожены, захватывают как некий детектив. А процесс их возвращения к жизни проникает глубоко под кожу».
Комментариев нет:
Отправить комментарий