Великий Рубенс и его муза.
«Натурщица» – это слово невольно ассоциируется с образом чувственной женщины с томным взором и роскошной фигурой. В памяти сразу предстают шедевры эпохи Возрождения, выдающиеся полотна импрессионистов и сюрреалистов… Позируя гениальным художникам и скульпторам, натурщицы часто были для них не просто объектом для изображения, но играли куда более важную, хоть и не всегда однозначную роль.
Маргарита Лути
Есть нечто парадоксальное в том, что сияющий целомудрием образ Сикстинской Мадонны создавался Рафаэлем при участии Маргариты Лути – женщины, которая обладала страстной, любвеобильной натурой.
Рафаэль, «Дама с вуалью, или Донна Велата», 1514—1515
У родителей Маргариты была своя пекарня, поэтому девушку прозвали булочницей, что на итальянском звучит, как Форнарина. Воспылав чувствами к 17-летней обольстительнице, 32-летний художник заплатил её отцу 3000 золотых, получив натурщицу и любовницу в одном лице.
Рафаэль, «Портрет молодой женщины, или Форнарина», 1518—1519
Форнарина позировала Рафаэлю на протяжении 6-ти лет, то есть до конца его жизни, но верностью не отличалась и имела любовные связи с учениками, заказчиками, случайными гостями…
Энгр, «Рафаэль и Форнарина».
Существует версия, что причиной ранней смерти Рафаэля стала именно сексуальная ненасытность Форнарины. Сам же гениальный художник был уверен, что эту девушку послало ему небо, и утверждал, что любовь удваивает гений.
Елена Фоурмен
Кто она, белокурая красавица с пышными формами, неизменно присутствующая на картинах Рубенса? На протяжении большей части жизни художника это был лишь плод его фантазии. Но после судьбоносной встречи с Еленой Фоурмен рубеновский идеал женской чувственности приобрел реальные черты.
Портрет Елены Фоурмен.
16-летняя девушка и овдовевший 53-летний художник заключили брак и были в нем взаимно счастливы, невзирая на огромную разницу в возрасте. Вдохновение, вызванное присутствием любимой женщины, было столь сильным, что Рубенс почти буквально обожествил её красоту.
Венера перед зеркалом. Рубенс.
Поклонники фламандской живописи имеют возможность видеть её черты в образах царицы Вирсавии и богини Венеры. Признанием в самых нежных чувствах стал «Сад любви». На этом полотне Рубенс изобразил супругу в образе сразу нескольких женщин, символизирующих разные формы и стадии личных чувств: от первой пылкой влюбленности до уверенной любви зрелой дамы.
Сюзанна Валадон
Акробатка Сюзанна Валадон стала натурщицей, после того как получила травму во время исполнения циркового номера. Проявляя то женственность, то эксцентричность и импульсивность, она позировала Тулуз-Лотреку, Дега, Ренуару и с каждым из них имела любовную связь.
Сюзанна Валадон. Автопортрет
Став матерью в 18 лет, Сюзанна могла только предполагать, кто отец её ребенка. Но, как и следовало ожидать, сын Сюзанны – Морис Утрилло – также приобщился к миру творчества и стал известным живописцем-пейзажистом.
Вера Мамонтова
Совершенно не подходит под общее представление о натурщице дочь богатого мецената Саввы Мамонтова. Но именно её образ запечатлен в яркой жизнерадостной картине «Девочка с персиками».
Вера Мамонтова и она же на картине «Девочка с персиками».
Будучи 11-летним ребенком, Вера после прогулки вернулась домой и села за стол, держа в руках персик из собственного сада. Здесь же находились её родители с гостившим в имении Валентином Серовым. В красивой жизнерадостной девочке художник увидел героиню будущего портрета.
Вера Мамонтова.
На протяжении последующих 2 месяцев Вера проявляла удивительное терпение, отказывалась от игр и ежедневно, помногу часов, позировала. Образ Веры Мамонтовой фигурирует в «Алёнушке» Васнецова, на полотнах Врубеля и Кузнецова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как сложилась судьба «девочки с персиками»: 7 удивительных фактов о самой известной картине Серова >>
Елена Дьяконова
Среди натурщиц 20 века самой известной была и остается Елена Дьяконова. Русская эмигрантка покорила сердце Сальвадора Дали и стала для него вдохновительницей, менеджером и любящей супругой.
Мадонна сюрреализма Елена Дьяконова-Гала и Сальвадор Дали..
Перед знакомством с Сальвадором, Елена уже позировала Максу Эрнсту и даже была замужем за Полем Элюаром, который и стал называть её именем, которое вошло в историю: «Гала».
В прошлом художников вдохновляли только юные красавицы. Елена была старше Сальвадора на 10 лет. Но он увидел в ней источник вдохновения и превратил её в икону сюрреализма и живую легенду.
Натурщицы 21 века
С древних времен и до наших дней женская натура является важнейшей темой в творчестве живописцев. В реалистической или идеализированной форме она олицетворяет то чистоту нравственности, то обольстительное коварство, то материнскую нежность… Но несмотря на многоликость, каждый раз передает общий посыл – любая женщина прекрасна!
Современная натурщица на картинах минских студентов.
Сегодня натурщицы востребованы не меньше чем во времена античности или средние века. Но романтические отношения между художниками и моделями – большая редкость. В творческой среде это не принято и вредит репутации.
По мнению современных мастеров кисти, талант заключается в том, чтобы увидеть привлекательность и неповторимость в любом человеке. Поэтому к позированию приглашают женщин, независимо от их возраста и телосложения. Имена моделей, работающих в художественных училищах и частных мастерских, не афишируются. Но можно не сомневаться, что пройдет время и лучшие из них обретут заслуженную славу.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050518/38859/
Комментариев нет:
Отправить комментарий