Ромейн Брукс. Тишина. 1910 г.
«Здесь лежит Ромейн, которая принадлежала только Ромейн» - так было написано в эпитафии женщины, являющейся исключением в обществе, в котором доминировали мужчины. Женщина, художник и лесбиянка - «идеальное» сочетание для того, чтобы человека начали считать маргиналом даже в истории искусства. Неудивительно, что в итоге Ромейн Брукс по сути полностью «убрали» из основных музеев и галерей.
Немногие женщины могут похвастаться тем, что они - настоящие хозяйки своей жизни. Часто, сами о том не подозревая, они являются рабами эмоций и посторонних суждений. Часто женщины живут в вечных раздумьях, и при этом на самом деле почти любыми их поступками управляет прошлое, а также суждения других людей. Ромейн Брукс была исключением.
Она была космополитичной с момента ее рождения: она родилась в Риме у женщины из богатой американской семьи, которая в то время путешествовала по Европе. На протяжении большей части своей жизни Ромейн жила в Париже, а в возрасте 96 лет умерла в Ницце.
В высшем классе общества, к которому художница всегда принадлежала, гомосексуализм вовсе не считался чем-то очень плохим. Богема, да и в общем творческие люди почти всегда характеризовались с отсутствием скромности в вопросах плотских утех. Однако эта предполагаемая «свобода» была не для всех, а только для мужчин. Вольные сексуальные взгляды у женщин считались антиморальными.
Многие говорят, что именно экономическая и социальная ситуация, в которой росла Брукс, а не ее личность по умолчанию, стала причиной того, что художница не побоялась пойти против общества и нарушать установленные порядки. Естественно, на это также повлияло то, что Ромейн получила огромное наследство от деда-мультимиллионера, и смогла после этого жить, как ей хотелось самой, не считаясь ни с кем (тем более, что мать умерла еще раньше, и Ромейн не нужно было думать о том, что о ней подумает семья). Естественно, в таких условиях ей было проще самовыражаться, и художница смогла сполна этим воспользоваться.
После получения наследства, Ромейн, которая до этого вела очень бедный образ жизни, вышла замуж за пианиста-гомосексуала Джона Эллингтона Брукса (брак продлился всего 3 года), а вскоре и сама прекратила скрывать свою истинную гомосексуальную ориентацию. По сути, то, что Ромейн Брукс начала исследовать себя и свои эротические желания, прекрасно видно по ее картинам.
Слои тусклых цветов, поверхности, отдельные поверхности, плавно перетекающие друг в друга и тщательная прорисовка создают атмосферу, которая балансирует на грани между изоляцией и независимостью. Эстетика ее картин характеризуется использованием серых и бледных тонов в приглушенном свете, которые представляют собой конденсацию эмоциональных и психологических состояний, с которыми Ромейн была прекрасно знакома с детства, - у ее брата были психическое расстройство, а мать была крайне неуравновешена.
То, что на автопортретах Ромейн Брукс изображала себя в мужской одежде, было не случайным. Это был вызов миру. Причем, немаловажно, что на своих автопортретах она смотрит прямо на зрителя.
Впоследствии биограф художницы Кассандра Лангер рассказывала о Брукс следующее: «Ромейн была одним из первых современных художников, которые описывали сопротивление женщин патриархальным представлениям о женщинах в искусстве. Она поняла, что женщин в искусстве ранее всегда рассматривали как предметы, а не людей со своими желаниями, после чего поставила перед собой задачу изменить все это».
То, как Брукс писала на картинах себя и своих любовниц, впоследствии позволило лесбиянкам из высшего общества идентифицировать и узнавать друг друга. Это стало неким способом для других гомосексуальных женщин, которые искали способ быть узнаваемыми.
Женщины, которые можно увидеть на картинах Ромейн Брукс, в основном были ее любовницами. Все элементы на этих полотнах полны скрытых значений, которые выражают застенчивую и тонкую сексуальность. В большинстве случаев эти женщины кажутся немного растерянными и отводят глаза.
Ромейн Брукс - настоящая хозяйка жизни.
Ромейн Брукс стала не только пионером в истории искусства, но сыграла немаловажную роль в освобождении женщин. Именно после ее картин начались дискуссии о сексуальном разнообразии и об истинной свободе.
Источник: https://kulturologia.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий