
Многие средневековые рукописи украшены художественными сокровищами - рисунками фантастических зверей, осёдланных улиток и кроликов, владеющих мечами. Но в редких случаях бывает и фактическое сокровище. Жемчуга, бриллианты, сапфиры, изумруды и драгоценные металлы украшают обложки нескольких роскошных книг, и они прекрасны.
Средние Века проходили в Западной Европе под знаком безусловного доминирования церкви во всех сферах жизни. Книги были также преимущественно богослужебного содержания. Их роскошный переплёт украшали такие дорогие материалы, как слоновая кость, эмаль, редкие ткани, драгоценные металлы и камни.
На создание даже одной книги уходило очень много времени. Для этой работы при монастырях были оборудованы специальные мастерские – скриптории. Поначалу всю кропотливую работу выполняли сами монахи, но впоследствии стали нанимать специальных мастеров – скрипторов (переписчиков).
Для наиболее ценных рукописей создавали и роскошные переплеты. Много мастеров трудилось над ними - ювелиры, чеканщики, резчики, эмальеры.

Задняя обложка евангелия Линдау, возможно, Зальцбург, последняя четверть восьмого века, между 880 и 899 годами.
Драгоценности обрамляют края и узор вокруг креста. Высота кластеров драгоценных камней имеет как практическую цель, так и эстетическую; они защищают остальную часть обложки, когда книга открыта. Евангелие Линдау девятого века - одна из двух лучших каролингских драгоценных жемчужин в мире.
Применение драгоценных камней и драгоценных металлов служило почитанию текстов и украшениям церковных служб, а также отражало статус и богатство покровителей, которые их заказали.
Полюбуйтесь древней ювелирной работой.

До изобретения механической печати книги были предметами ручной работы, заветными произведениями искусства и символами прочного знания. И еще, действительно, в средние века книга становится атрибутом Бога.

Передняя обложка, Линдау Евангелия , ок. 875.
Каждый этап создания средневековой книги требовал интенсивного труда, иногда с участием целых мастерских. Пергамент для страниц должен был быть сделан из высушенных шкурок животных, разрезанных по размеру и сшитых; чернила должны были быть смешаны, а ручки подготовлены.
Писец копировал текст из нужного издания, и художники украшали его иллюстрациями. Самые шикарные средневековые книги были в обложках с эмалями, драгоценными камнями и резьбой по слоновой кости.
Из немногих сохранившихся переплетов Раннего Средневековья самым древним считается переплет Евангелия королевы Лангобардского королевства Теоделинды, датируемый седьмым веком.
Хранится этот уникальный переплет в Италии, в соборе города Монца в Ломбардии. Для его украшения наряду с листовым золотом и драгоценными камнями уже были использованы и перегородчатые византийские эмали.
Кроме того, широкую популярность в качестве украшения переплетов получила и слоновая кость, из которой делали специальные резные накладки.
Первоначально это уникальное произведение ювелирного лангобардского искусства представляло собой крышку переплета, заключенную в рамку из позолоченного серебра и украшенную шестнадцатью драгоценными камнями. В центре ее – резная накладка из слоновой кости со сценой распятия. Называется этот переплет "Pax", поскольку его использовали во время литургии - выносили к верующим для поцелуя.

Драгоценный покров, Бертольдский сакраментарий , ок. 1215.

Серебро, эмаль, Евангелие, 1700.

Серебряная-позолоченная обложка со слоновой костью, Сакраментарий из Фронтале, 1050.

Саймон Бенинг (1483-1561),
Св. Лука, написание Евангелия; с жемчугом, подвесками и брошами, ок. 1515.
Старинные оклады периода Высокого или Классического Средневековья
Старинные оклады Древней Руси
Одним из ранних примером окладного искусства на Руси является серебряный переплет «Евангелия Федора Кошки» 1392 года, очень богато украшенный. При этом использованы самые разные техники – позолота, гравировка, литье, скань, зернь…
Главными фигурами на этом окладе являются Спас, Богоматерь и святитель Иоанн Златоуст. Над ними выгравировано изображение Спаса Эммануила, снизу - пророка Ильи, а также Федора Стратилата с мученицей Василисой. В углах - фигуры евангелистов: Иоанн с раскрытой книгой, Матфей с пергаментом, Лука с пером, и внизу справа - Марк, он пишет.
На некоторые уникальные оклады можно полюбоваться в Оружейной палате и в Патриаршей ризнице.
Комментариев нет:
Отправить комментарий