Как творил, любил и умер гениальный живописец Тициан Вечеллио


Интересные факты о Тициане, мастере психологического портрета.

Интересные факты о Тициане, мастере психологического портрета.


Тициан Вечеллио прожил почти целое столетие в удивительную эпоху Возрождения, давшую миру величайших художников. Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. А к концу этой легендарной эпохи "царствовал" один Тициан – гениальный мастер кисти, "сумевший сотворить чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые".

К слову, о точной дате рождения до сих пор ведутся между исследователями споры: одни заявляют, что Тициан прожил 90 лет, иные – 96. И, что касаемо причины смерти также нет единого мнения. Однако как бы то ни было, Бог отмерил ему втройне, ибо средняя продолжительность жизни по тем временам была в пределах 35 лет. Таков вот он загадочный мастер великой эпохи.

Автопортрет. Тициан Вечеллио.

Автопортрет. Тициан Вечеллио.

Детский рисунок, предопределивший судьбу будущего гения

«По натуре Тициан был молчалив, как истинный горец», так как родился в городе-крепости Пьеве ди Кадоре в северной Италии, местности с суровым климатом и суровыми нравами. И что интересно, ни в самом роду Вечеллио, ни во всём Кадоре, городе кузнецов, ткачей и лесорубов, художников испокон веков не водилось. Горцы считали, что заниматься в жизни нужно тем, что будет тебя кормить. Поэтому мальчикам приходилось наравне со взрослыми работать в кузнечных мастерских или же на рубке леса, а девочкам собирать ягоды и травы, из которых изготавливались красители для домотканого полотна.

Вознесение Девы Марии.(1518). Автор: Тициан Вечеллио.

Вознесение Девы Марии.(1518). Автор: Тициан Вечеллио.

По воскресным дням обязательными были посещения храма. Однажды Тициан, вернувшись из церкви под впечатлением иконописи, которой была расписана церковь, взял из домашней красильни красители и на белой стене дома изобразил облик Девы Марии, в котором без труда можно было узнать черты его матери.
И хоть отец, военный и государственный муж, предпочел бы видеть сына нотариусом, мать все же настояла на том, чтобы отправить даровитого сына на обучение рисованию в Венецию. А чтобы не так было страшно отпускать мальчишку одного с ним отправили и его старшего брата Франческо.

Венеция - город становления и поисков уникального почерка

Искусствоведы частенько говорят, что в эпоху Возрождения Флоренция предпочитала линии, а вот Венеция — исключительно краски. Поэтому только Венеция могла дать миру лучшего колориста Тициана.

Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо в Венеции. (1500). Джентиле Беллини.

Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо в Венеции. (1500). Джентиле Беллини.

В 13-летнем возрасте юный Тициан приедет в этот удивительный город, чтобы остаться там навсегда и снискать мировую славу и себе, и Венеции. Не пройдет и семнадцати лет как молодому Тициану присвоят титул первого художника Венецианской республики. В своем творчестве юный Вечеллио не скупится на яркую многокрасочную палитру. При этом, накладывая краски на холст не только кистью, как все художники, а шпателем и просто пальцем.

И что не мало интересно, до Тициана картины практически не писали на холстах. Живописцы творили свои работы на досках, подобно русским иконам, и на стенах в виде фресок. Но в Венеции был влажный климат, и такая живопись не была долговечной. Новаторством Тициана было использование грунтованного холста и масляных красок.

Гениальный мастер психологического портрета


Портрет Федерико II Гонзага.

Портрет Федерико II Гонзага.

«Король живописцев и живописец королей» – так называли Тициана его современники, так как был он превосходным портретистом. Запечатленные им образы уже сколько веков смотрят с полотен так, будто за изображениями скрываются души портретируемых.

Портрет неизвестного с серыми глазами. Автор: Тициан Вечеллио.

Портрет неизвестного с серыми глазами. Автор: Тициан Вечеллио.

С удивительной точностью писал Тициан портреты своих современников, изображая не только внешнее сходство, а порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство. Умел мастер передать и неподдельное страдание, и скорбь.

Кающаяся Мария Магдалина. Автор: Тициан Вечеллио.

Кающаяся Мария Магдалина. Автор: Тициан Вечеллио.

Джорджо Вазари, писал, что «не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников». И заказать ему свой портрет старались многие влиятельные деятели того времени, включая кардиналов, пап и европейских монархов.

Портрет Томазо Винченцо Мости. Автор: Тициан Вечеллио.

Портрет Томазо Винченцо Мости. Автор: Тициан Вечеллио.


Испанский и французский короли, приглашая Тициана к себе, уговаривали поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию.
Когда Тициан писал портрет императора Священной Римской империи Карла V, он случайно обронил кисть, и император не посчитал зазорным встать и подать ее художнику, сказав при этом: «Услужить Тициану почётно даже императору».

Портрет Карла V. Автор: Тициан Вечеллио.

Портрет Карла V. Автор: Тициан Вечеллио.

В 16 столетии считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило стать бессмертным. Так оно и вышло. Уже более пяти веков портреты Тициана украшают галереи мировых музеев и волнуют поображение посетителей.

Пристрастия и любовь великого мастера


Автопортрет. Тициан Вечеллио.

Автопортрет. Тициан Вечеллио.

Тициан был «высоким статным горцем с гордой осанкой и орлиным профилем», имевшим несокрушимое здоровье. Его жизнь была наполнена множеством любовных историй, в основном с натурщицами. А быть моделью для Тициана считалось за большую честь.

Венера перед зеркалом. (около 1555 г.) Автор: Тициан Вечеллио.

Венера перед зеркалом. (около 1555 г.) Автор: Тициан Вечеллио.

Женщины самых разных сословий: от графинь и маркиз до куртизанок, которыми кишела Венеция, имели за счастье быть увековеченными на портретах гениального живописца. Тициан не любил изображать худых женщин, он любил статность и дородную красоту. Его натурщицы зачастую были с рыже-золотистыми волосами. От этого и цвет волос получил называние - тициановский.

Аллегория бренности. (1516). Автор: Тициан Вечеллио.

Аллегория бренности. (1516). Автор: Тициан Вечеллио.

Скандальный привкус имела история любви Тициана к красавице Виоланте, дочери художника Пальмы Старшего. Девушка не отличалась особой скромностью и охотно соглашалась позировать – причем не только Тициану. С нее то живописец и напишет множество своих портретов. Ее облик можно увидеть на многих сюжетных полотнах мастера. Этот роман вызвал у отца девушки бурю негодования - Тициан был старшее ее вдвое и был ровесником самого Пальмы.

Виоланта. Автор: Тициан Вечеллио.

Виоланта. Автор: Тициан Вечеллио.

И так как в Венеции насчитывалось в ту эпоху более 11 тысяч куртизанок, вполне было закономерным, что пышущий здоровьем Тициан частенько прибегал к услугам жриц любви.

«Женщина перед зеркалом». (1515). Автор: Тициан Вечеллио.

«Женщина перед зеркалом». (1515). Автор: Тициан Вечеллио.

Однако любимец женщин жену себе взял не из пышнотелых белокожих венецианок, а привез из тех горных мест, откуда сам был родом. Чечиллия долгое время была его экономкой, что не мешало ей рожать Тициану детей. Лишь намного позже Тициан обвенчается с ней.

Основательность и медлительность мастера, так раздражавшая заказчиков


Творил художник свои шедевры основательно и не спеша, как бы знал, что жизнь ему отмерена очень длинная, и спешить ему некуда. Работая, он много размышлял, обдумывая каждый штрих и мазок кисти. За это его "за глаза" называли "тугодумом".

А ежели работа над картиной "не клеилась", Тициан разворачивал холст лицом к стене до лучших времен. Это то и дело приводило к скандалам. Заказчики буквально осаждали Тициана напоминаниями о том, что все сроки уже истекли.

Портрет Альфонсо Д'Эсте, герцога Феррарского. Автор: Тициан Вечеллио.

Портрет Альфонсо Д'Эсте, герцога Феррарского. Автор: Тициан Вечеллио.

Не было предела возмущениям и жалобам герцога Альфонсо Д'Эсте, ожидающего очень долго свой портрет. Однако когда заказ был все же выполнен, герцог оставил все свое недовольство и от души восторгался работой мастера.

А однажды одному из заказчиков показалось, что работа не окончена и он попросил Тициана дописать картину. И так как на полотне мастер уже оставил свой автограф: "Тициан слелал", он невозмутимо дописал еще одно слово и надпись уже звучала "Тициан слелал, сделал", а в оригинале это выглядело так: «Titianus fecit, fecit».

«Тициан Божественный»

Тициану посчастливилось прожить невероятно длинную для того времени жизнь. Еще при жизни получил славу величайшего колориста всех времён и прозвище «Тициан Божественный». И что совсем удивительно - до конца дней мастер сохранил ясность ума, остроту зрения, и твердость руки.

Автопортрет. Тициан Вечеллио.

Автопортрет. Тициан Вечеллио.

Рассказывают, что в день своей кончины он велел накрыть праздничный стол на множество персон. Он как бы решил попрощаться с тенями умерших своих учителей и друзей, которых уже давно не было на свете: Джованни Беллини и Джорджоне, Микеланджело и Рафаэлем, императором Карлом V. Он мысленно простился с ними, но сам к последней трапезе приступить не успел. Его так и нашли лежащим на полу с кистью в руке. Он едва успел закончить свою прощальную работу – «Оплакивание Христа».

«Оплакивание Христа». Автор: Тициан Вечеллио.

«Оплакивание Христа». Автор: Тициан Вечеллио.

По одной из версий Тициан умер, заразившись от своего сына чумой, которая из-за сырого климата так часто свирепствовала в Венеции. Хотя если бы это было действительно так, то его тело должны были бы сжечь. Однако гениальный живописец нашел свое последнее пристанище в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Через 200 лет на могиле живописца создали грандиозный памятник и высекли слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли — соперник Зевсов и Апеллесов».

Памятник Тициану в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари. (Венеция).

Памятник Тициану в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари. (Венеция).

Зал Эрмитажа под номером 221 - Тициановский


Зал Эрмитажа под номером 221.

Зал Эрмитажа под номером 221.

В Санкт-Петербурге в Эрмитаже есть целый зал шедевров Тициана. Расположен он в здании Старого Эрмитажа.

«Вознесение креста». (Эрмитаж). Автор: Тициан Вечеллио.

«Вознесение креста». (Эрмитаж). Автор: Тициан Вечеллио.

«Даная». Эрмитаж. Автор: Тициан Вечеллио.

«Даная». Эрмитаж. Автор: Тициан Вечеллио.


«Святой Себастьян». Эрмитаж. Автор: Тициан Вечеллио.

«Святой Себастьян». Эрмитаж. Автор: Тициан Вечеллио.


Кающаяся Мария Магдалина. Эрмитаж. Автор: Тициан Вечеллио.

Кающаяся Мария Магдалина. Эрмитаж. Автор: Тициан Вечеллио.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/110518/38904/

Комментариев нет:

Отправить комментарий