Василий Григорьевич Перов - мастер психологического портрета.
Многие со школьной скамьи знакомы с впечатляющими жанровыми картинами знаменитого русского живописца Василия Перова. Однако совсем немного мы знаем о Перове - как о гениальном портретисте, создававшем уникальную галерею психологических портретов знаменитых современников, которой он посвятил последнее десятилетие своей жизни.
Василий Перов - выдающийся портретист
Автопортрет. (1870). Третьяковская галерея.
Особенное место в художественном наследии Василия Перова занимает великолепная портретная галерея, созданная в 70-х годах 19 века, открывает которую автопортрет, датированный 1870 годом, где изображен сам 37-летний художник. На нем Перов совершенно не приукрасил себя: "кожа покрыта следами оспы, высокий лоб в морщинах, особенно заметна глубокая борозда между бровей - знак постоянной душевной тревоги". А еще из холста на нас смотрят "умные, проницательные глаза человека, много в жизни увидевшего и пережившего... человека сильной воли и критического склада ума".
Неоконченный портрет Елены Эдмундовны Шейнс - жены художника. (1868). Художественный музей Республики Беларусь. Автор: В.Перов.
Более десятилетия посвятил живописец созданию серии портретов выдающихся деятелей русской культуры и искусства — писатели, поэты, музыканты, художники. Стоит отметить, что немало портретов Перов выполнил по заказу самого Павла Третьякова, который и скупил львиную долю и жанровых работ художника, и портретов его кисти. Огромное количество произведений Василия Григорьевича и по сей день являются собственностью Третьяковской галереи.
Портрет Владимира Ивановича Даля - русского писателя, этнографа и лексикографа. (1872). Третьяковская галерея. Автор: В.Перов.
Портреты художника отличаются тонкой психологической выразительностью образов, в них он сумел передать совершенно новое для портретного искусства социально-психологическое настроение. Живописец воссоздал на холсте не просто человека в материальном аспекте, а и его духовный мир : «Что ни тип, что ни лицо, что ни характер, то особенность выражения всякого чувства. Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно», — утверждал Перов.
Портрет русского писателя Федора Михайловича Достоевского. (1872). Третьяковская галерея. Автор: В.Перов.
Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. (1870). ГММК им. М. И. Глинки. Автор: В.Перов.
Портрет драматурга Александра Николаевича Островского. (1871). Третьяковская галерея. Автор: В.Перов.
Портрет русского поэта Аполлона Николаевича Майкова. (1872). Третьяковская галерея. Автор: В.Перов.
Портрет историка Михаила Петровича Погодина. 1872. Третьяковская галерея. Автор: В.Перов.
Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева. (1872). Государственный Русский музей. Автор: В.Перов.
Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. (1872). Саратовский художественный музей. Автор: В.Перов.
Портрет художника Алексея Кондратьевича Саврасов. (1878). Третьяковская галерея. Автор: В.Перов.
Портрет профессора Ф. Ф. Резанова. (1868). Третьяковская галерея. Автор: В.Перов.
Портрет В. В. Безсонова. (1869). Третьяковская галерея. Автор: В.Перов.
Портрет Ф. И. Резановой. (1869). Челябинская картинная галерея. Автор: В.Перов.
Портрет русского писателя Алексея Феофилактовича Писемского. (1869). Ивановский областной художественный музей. Автор: В.Перов.
Портрет А. И. Сергеевой. (1875). Автор: В.Перов.
Голова киргиза-каторжника. (1873). Государственный Русский музей. Автор: В.Перов.
Голова слепого. (1878). Рязанский художественный музей. Автор: В.Перов.
Фомушка-сыч. (1868). Государственная Третьяковская галерея. Автор: В.Перов.
Девушка с кувшином. (1869). Государственный Русский музей. Автор: В.Перов.
В последние годы жизни, уже будучи смертельно больным, Василий Перов из жизнерадостного и веселого человека превратился в раздражительного и подозрительного старика. Он, к сожалению, уничтожил некоторые свои картины, пытаясь их переделать. А предчувствуя свой конец, Василий Перов вернулся к наиболее значимому своему произведению - «Странник», написанному в 1870 году. Художник сызнова переписал картину, изобразив вместо ссутулившегося под бременем жизни старца себя нынешнего - всеми покинутого, забытого, одинокого и больного. В переделанном «Страннике» художник выразил все свои страдания, боль, отчаяние и горечь - все то, что ему пришлось пережить за последние годы.
Портрет В.Г. Перова. (1881 г). Художник: И.Н. Крамской
А в последние годы живописцу пришлось столкнуться с непониманием коллег - художников-передвижников, ему даже пришлось выйти из их организации, но до конца своих дней он оставался передвижником по духу, оставившим глубокий след в истории русского искусства.
В начале 80-х тиф и воспаление лёгких окончательно подорвали его здоровье, а в октябре 1882 года самочувствие Перова резко ухудшилось. Художник тихо ушел из жизни на 49-м году жизни в маленькой подмосковной больнице.
Странник. 1870. Государственная Третьяковская галерея. Автор: В.Перов.
Могила Василия Перова на кладбище Донского монастыря в Москве
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/310518/39107/
Комментариев нет:
Отправить комментарий