Питер Пауль Рубенс. Портрет короля Филлипа II (фрагмент). 1628 год. Прадо, Мадрид.
Рубенс - придворный художник и вместе с тем бунтарь. Он выбирает самые провокационные античные сюжеты. В своём доме организовывает настоящую художественную мануфактуру. Талантливый предприниматель, делец и гений, очарованный древней литературой. 5 ошеломляющих картин, которые способны изменить ваше сознание.
Художник и дипломат Питер Пауль Рубенс оставил необозримое наследие. Сотни работ. Фламандского мастера интересовали разные темы. В картинах религиозные сюжеты, воплощенные в красках греческие мифы, портреты коронованных особ, пейзажи, эскизы, громадные декоративные полотна и даже архитектурные проекты.
Впечатление
"Отшельник и спящая Анжелика. 1628г."
Первая ассоциация, которая возникает при упоминании фамилии Рубенс — пышные, белокожие, ленивые красавицы. Они лежат и стоят в томных позах, без стеснения демонстрируя свои прелести. Нагота, безусловно, привлекала художника. Рубенсу нравилось тщательно выписывать каждую складочку пышущего здоровьем тела. Но его ню, больше чем просто созерцание прекрасного. Художник обращается к древним сюжетам: смелым, сексуальным, порой шокирующим неподготовленного зрителя. Полотна Рубенса заставляют обдумывать себя. Заворожённая публика проводит часы в картинной галерее Дрездена.
Владимир Познер в своей книге пишет: «Он смотрел на меня бычьими, ничего не видящими глазами, и я стоял молча, боясь дышать, понимая, что если он меня заметит, мне несдобровать. Так я открыл для себя Рубенса», - такое впечатление на журналиста произвёл оригинал картины «Пьяный Геркулес».
Не герой, а пьяница
Пьяный Геркулес с нимфой и сатиром. 1611г.
Пауль Рубенс решает написать Геракла. Прославленный герой, сын Зевса, могучий и благородный воин. Его подвигов не забудет человечество. Геракл остаётся символом «добра с кулаками». Но художник, не торопиться петь герою оду. Могучего Геракла изображает пьяным. Его осоловелого, полуобнаженного, разгорячённого под руки ведут вакханки и сатиры. На их плечи лёг тяжёлый груз. На лице мужчины гуляет виноватая улыбка, он плохо держится на ногах. Его тело пышет жаром, в руках пустой кубок. Здесь Геркулес земной, добродушный персонаж. Великим героям тоже требуется «человеческий» отдых.
Зевс превращается
Леда и лебедь. 1598г.
Ещё одна картина Рубенса, пройти мимо которой не возможно. «Леда и лебедь» - мифологический нетривиальный сюжет. Обнажённая красавица обнимает белоснежную птицу. Тела изогнуты в порыве страсти. Да, да на картине изображён процесс совокупления Девушки и лебедя. Рубенс был не первым художником, которого заинтересовал этот миф. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Антонио де Корреджо, Франсуа Буше. Католические священники в XVII веке преследовали эти полотна и уничтожали за излишнее сладострастие.
Леда — по одной из версий дочь этолийского царя Фестия, пленила красотой Зевса. Верховный бог спустился к ней в образе белоснежного лебедя. На берегу реки они зачали детей. Позже Леда родит яйцо, дочкой станет прекрасная Елена. Та самая виновница Троянской войны. Говорят, что разглядывая полотно Рубенса, можно почувствовать женских запах и услышать стоны удовольствия.
Пугающее милосердие
«Римское милосердие» или «отцелюбие римлянки». Молодая женщина кормит грудью пожилого мужчину — ещё один неоднозначный сюжет. Такая история равнодушным не оставит ни одного зрителя. И Рубенс отдаёт себе в этом отчёт. Он напишет две работы на эту тему. Можно проследить как меняется отношение художника к этой теме.
Отцелюбие римлянки. 1612г.
На картинах в обоих случаях изображена красивая молодая девушка. Она пришла навестить заключенного отца. Она мать и её пышная грудь полна молока. Старика осудили на смертную казнь. Он томится в темнице. Страдает от голода и жажды. Дочерний долг вынуждает римлянку накормить отца. На полотне 1612 года девушка с сочувствием смотрит на заключённого. Она склонилась над ним в порыве милосердия и по-матерински обнимает его. Картина пронизана любовью к человеку и изображает благородный и смелый поступок.
Кимон и Перо. 1630г.
Но не все видят в античном сюжете лишь красоту милосердия. У многих это изображение вызывает негодование и отвращение. Пауль Рубенс, почувствует это и спустя 18 лет переосмыслит античную историю. На картине «Кимон и Перо» всё та же камера, но на лице женщины — отвращение и ужас. А её отец не отрешённо, а жадно припал к её груди. Интересно, что через маленькие окна в камеру заглядывают любопытные стражники. Оригинал «Кимон и Перо» можно увидеть в государственном музее Амстердама, а «Отцелюбие римлянки» храниться в собрании Эрмитажа.
Пьяные младенцы
Вакх. 1640г.
Ещё одно не менее эмоциональное полотно Рубенса можно увидеть в государственном музее Эрмитаж. На этот раз Рубенс обнажает своего героя не для того, чтобы показать красоту тела. Напротив, обрюзгший и пресыщенный выпивкой молодой человек сидит на бочке с вином, в руке кубок. Сосуд неустанно наполняет обнажённая женщина. Но на лице юноши изображены тоска и отвращение к жизни. Этот герой — Вакх. Так художник видит бога вина и веселья. Усугубляют гнетущее впечатление два маленьких мальчика с крыльями— путти. Они тоже пьяны. Один ловит ртом капли проливающегося вина, другой не стыдясь мочится прямо у ног Вакха.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/150818/40062/
Комментариев нет:
Отправить комментарий