Как умирали дети во взрослой борьбе за трон. Картина Фердинанда Теодора Хильдебрандта.
Борьба за власть никогда не щадила детей. В глазах политических противников их родителей девочки и мальчики были просто препятствием на пути к власти или средством, которое может быть использовано врагами. В лучшем случае принцы и принцессы, царевичи и царевны становились беглецами, утратившими родину, как иранская или греческая династии. Но часто случаи бывали куда худшими; вот только три из них.
Последний Луи
Сыну Людовика XVI и Марии-Антуанетты не повезло родиться за четыре года до Великой Французской революции. В восемь лет мальчик по имени Луи Шарль осиротел, и все державы Европы признали его королём Франции. Самому Луи это не помогло никак.
Начало его жизни отмечено загадочной записью в дневнике короля Людовика: «Роды королевы. Рождение герцога Нормандского. Все прошло так же, как и с моим сыном». Похоже, король имел основания считать маленького Луи плодом совсем не супружеской любви. Любовником Марии-Антуанетты многие считают шведского дворянина фон Ферзена. Однако принц был очень похож на младшего брата короля, так что сомнения, скорее всего, беспочвенны.
Портрет Луи Шарля в ранние годы. Художница: Элизабет-Луиза Виже-Лебрён.
Мария-Антуанетта считала сына фантазёром и упрямцем, но отмечала его доброту — Луи всегда старался делиться игрушками и лакомствами с сестрой — и удивительную для возраста верность слову. Малыш сам выращивал розы в саду, чтобы дарить их маме и наукам учился быстро и легко.
После казни короля и королевы якобинцы решили демонстративно воспитать из мальчика Луи Капета (так теперь его именовали официально) рядового и полезного гражданина. Но для начала из него выбили подпись под показаниями, что его мать его развращала. Принц сопротивлялся долго, утверждая, что с ним обращаются незаконно. Его колотили, вливали ему в рот водку, не давали спать и есть. К моменту, когда Луи отдали на перевоспитание, он был уже психологически сломан.
Казнь Марии-Антуанетты.
Воспитывали Луи прямо в тюрьме. Его опекунами стали пожилой сапожник Антуан Симон и его жена. К делу опекуны подошли ответственно. В качестве политического воспитания сапожник постоянно требовал от принца прославлять республику и проклинать убитых мать и отца. Чтобы выбить дурь, мальчика заставляли пить много дешёвого вина и колотили за любую провинность, например, за утверждение, что республика не может быть вечной, ведь вечен только Бог. Параллельно его обучали сапожному ремеслу и… покупали игрушки. Опекуны обращались с принцем действительно так, как многие родители их сословия во Франции обращаются с детьми.
Но вскоре и этого общества Луи лишили. Мальчик превратился из воспитуемого в рядового узника. Стража приносила ему еду и воду, но никто не заботился о том, чтобы Луи было чем умыться или что почитать. Парашу подолгу не меняли, свечи приносили изредка. В какой-то момент мальчик стал бредить в темноте. Вскоре после этого он умер.
Хотя ходили слухи об убийстве, причина его смерти была прозаичнее. Врач обнаружил, что десятилетний Луи был с ног до головы покрыт вшами и их укусами, в его теле было много повреждений от перенесённых побоев, сам он был чрезвычайно тощ от недоедания и нехватки движения, но доконал его туберкулёз.
Портрет Луи-Шарля до заточения.
Иван Ворёнок
Марина Мнишек в Москву никогда не рвалась. Её долго уговаривали отец и первый Лжедмитрий. Соблазнил её не только будущий титул царицы, но и возможность войти в историю, как крестителю Руси в католичество — подобно тому, как Ядвига крестила литовцев. В Москве, как известно, всё пошло не так. Мужа Марины убили, по пути домой выкрали и выдали замуж за нелюбимого Лжедмитрия II. Когда у Марины родился сын и умер второй муж, она перенесла уже столько, что только титул царицы-матери ей стал казаться достойной платой за все злоключения.
Вся надежда Марины была на новую любовь, казака Заруцкого, спасшего её в опасный момент, когда второй муж без колебаний сбежал. Заруцкий присягнул сыну Марины Ивану как царю и честно пытался добыть ему престол казацкими саблями. Затея не просто не удалась. После того, как Марину с четырёхлетним Ваней поймали, мальчика повесили на глазах у матери возле Серпуховских ворот. Верёвка оказалась слишком толстой и замёрзшей, чтобы задушить мальчика, а тело его слишком маленьким, чтобы шея сломалась под весом, так что ребёнок умер от переохлаждения, провисев несколько часов на морозе.
Марина Мнишек пытается сбежать с сыном. Художник: Леон Ян Вычулковский.
Алексей и Анна
Сын византийского императора Мануила Комнина сам оказался на троне в одиннадцать лет. Перед тем, для утверждения его совершеннолетия, юного Алексея женили на девятилетней французской принцессе Агнес, в православии Анне. И Алексей, и Анна были явно слишком малы для ролей императора и императрицы, и ситуацией воспользовался дядя Алексея Андроник.
Для начала он сфабриковал дело против матери императора Марии. Алексея буквально вынудили подписать указ о её заточении в монастыре. После этого Андроник поднял вооружённый переворот, убил четырнадцатилетнего на тот момент племянника и занял его место. Несколько месяцев после убийства Андроник, по легенде, хранил у себя отрезанную голову Алексея и любовался ею. Когда игрушка ему надоела, голова полетела в воды Босфора.
Монета с портретом мальчика-императора Алексея.
На двенадцатилетней вдовой императрице Андроник пытался женить своего сына Мануила, но тот твёрдо отказался. Тогда шестидесятипятилетний старик взял Агнес в жёны сам. В Европе это вызвало огромный скандал, но Франция смолчала. Девочка очень боялась нового мужа, хотя Андроник пытался ей угодить: дарил предметы роскоши и демонстрировал заботу. Когда уже через два года Агнес овдовела, то, вероятно, вздохнула с облегчением.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120818/40061/
Комментариев нет:
Отправить комментарий