Яркие образы на картинах наивного художника-самородока Павла Леонова, который рисовал всю жизнь, а известен стал в 70 лет


Павел Леонов и его творчество.

Павел Леонов и его творчество.

Удивительна история жизни Павла Леонова - художника наивного направления в живописи, прошедшего через годы войны, советские лагеря и сложные жизненные перипетии; искавшего и к 70 годам нашедшего себя в том, к чему стремился долгие годы всей своей душой. А нагрянувшая неожиданно мировая слава и популярность совершенно не изменила устои его жизни. Художнику было нужно совсем мало - холст да краски...


Леонов на своих полотнах создал живописный мир, символизирующий эпоху в которой родился и жил, показав лучшие стороны жизни людей в советское время, где все было пропитано согласием, добром и мирным существованием. Хотя лично художник совсем не был жалован властью советов.

Длинный путь по ухабам жизни


На свет Павел Леонов появился в 1920 году в глухой деревушке Орловской области. Окончив семилетку, решил бежать из своей глухомани куда глаза глядят. Парню казалось, что в больших городах у людей жизнь иная, полегче нежели у деревенских. И что найдет он там свое место под солнцем и заживет счастливо. Но не все так сложилось как мечталось.

Наивное искусство Павла Леонова.

Наивное искусство Павла Леонова.


За свою длинную жизнь чего только не пришлось пережить Леонову: молодым парнем довелось воевать и получить не только награды, но и ранения и как следствие - инвалидность, трижды отсидеть в колониях за бродяжничество и тунеядство. И при том при всем стремиться лишь к одной цели – «жить по своему разумению». 

Наивное искусство Павла Леонова.

Наивное искусство Павла Леонова.


И не одно десятилетие пришлось потратить Павлу Леонову на поиски своего места на этой земле. Побывал он и на Камчатке, и на Дальнем Востоке, и в Сибири, в Казахстане, на Украине, в Узбекистане и Грузии. Сменяя профессию за профессией, работал разнорабочим на заводах, валил лес, ремонтировал суда, строил дороги, столярничал, был штукатуром, печником, жестянщиком, маляром, художником-оформителем, даже библиотекарем. Скитался из места на место, долго нигде не задерживаясь. 

Из воспоминаний самого Павла Петровича о его трудовой деятельности: «за отстаивание интересов справедливости я бежал с предприятий двенадцать раз, а тринадцать раз меня выгоняли…» Вот таким правдоискателем и романтиком был, таким и остался до конца своих дней.

Дорога к мечте


Наивное искусство Павла Леонова.

Наивное искусство Павла Леонова.


Как-то в начале 1960-х поступил Павел Леонов заочно в народный университет искусств в Москве, где «учат на художника». А мечта стать таковым у него еще с юности была. Но как-то тогда не сложилось с учебой - пришлось бросить. И лишь спустя 8 лет Павел Петрович возобновил учебу в народном университете. В этот раз преподаватель ему достался толковый - разглядел, что реальная живопись не для Леонова и не стоит с него требовать никакого академизма, а стал ориентировать своего подопечного на художественную фантазию, которой у Леонова было хоть отбавляй. А педагогом Леонова был Михаил Рогинский, достаточно именитый художник, являющийся одним из наиболее продвинутых представителей русского наивного искусства. 

Прощай, вольная жизнь


«Любовь». Автор: Павел Леонов.

«Любовь». Автор: Павел Леонов.


А когда стукнуло Леонову 55 лет, решил распрощаться со скитальческой жизнью и осесть. Скопленных денег хватило на небольшой домишко в глухой деревеньке Меховицах Ивановской области. Слегка благоустроил свое жилище и привел в дом жену Зину из соседней деревни. Зинка, как и он сам, была чудаковатая, намного моложе его: хозяйкой была никудышней, ничего толком делать не умела, зато выпить очень любила. Однако наследника престарелому супругу родила. Когда Леонову в недоумении задавали вопрос:«... зачем вам такая жена?». Он, истосковавшийся по человеческому теплу, не без грусти в голосе отвечал: «Ну... В доме я всё и сам могу делать, зато у меня она есть».

«Зина на коне».

«Зина на коне».


Лихая судьба не смогла сломать этого человека, хотя и била крепко. Художника всегда выручало то, что по своей натуре он был невероятным фантазером и «жил не тем, что у него есть в реальности, а тем, что могло бы быть».

«Леонов с женой». Автор: Павел Леонов.

«Леонов с женой». Автор: Павел Леонов.


В 70 жизнь только начинается


«Встреча с Богородицей». Автор: Павел Леонов.

«Встреча с Богородицей». Автор: Павел Леонов.


И только когда Леонову перевалило за 70, по провидению судьбы взялся он за кисти, холст и краски. Знаковым оказалось для мастера знакомство с Ольгой Дьяконицыной, которая заведовала отделом Музея наивного искусства. А дело было так... Учебные работы Леонова, отосланные им в Москву в 60-е во время учебы в ЗНУИ, попали в руки Ольги Дьяконицыной, которая в 1990 и разыскала художника-самородка. И с ее легкой руки Павел Леонов приобрел не только популярность среди коллекционеров, но и материальный достаток. 

Мастерская Павла Леонова.

Мастерская Павла Леонова.


Картины выходили из-под кисти художника в рекордные сроки. За день, другой - и уже новый холст, новая работа. И, как водится, коллекционеры не только из Москвы, а из-за рубежа начали наведываться к самобытному мастеру. И невзирая на то, что в доме наконец-то появились деньги, быт и обстановка в нем не поменялись: какими убогими были, такими и остались. Зато сыну Павел Петрович купил добротный дом в районе, да и сестре корову подарил.

Павел Леонов и его работы.

Павел Леонов и его работы.


Бурная творческая деятельность, казалось, совсем не утомляла пожилого художника, ему очень нравилось быть востребованным. И наконец, он впервые в жизни делал то, к чему стремилась его душа, его сознание всю жизнь.

Павел Леонов за работой.

Павел Леонов за работой.


И все, что накопилось в ней за долгие годы лавиной хлынуло на холсты Леонова, которые начали регулярно выставляться на всероссийских и европейских форумах и выставках, занимать гран-при и другие награды. Но сам мастер, к сожалению, практически никакого участия в жизни своих творений не принимал — он безвыездно в одиночестве доживал свой длинный век в глухой деревушке. Зинка-то умерла еще в 2006...

«С днем Ангела». Автор: Павел Леонов.

«С днем Ангела». Автор: Павел Леонов.


За границей художнику, правда, удалось побывать один раз в жизни - в 1945 году, в Венгрии, куда дошел вместе с советскими войсками во время Отечественной войны. Он и в Москве-то никогда не был, лишь в Подмосковье. Да и уж как ему было догадаться по какой цене на самом деле продавались его творения, купленные у него коллекционерами совсем за небольшие деньги. Да, впрочем, и тех хватало мастеру на холсты и масляные краски в банках, а больше ему и не нужно было...

«Леонов на концерте». Автор: Павел Леонов.

«Леонов на концерте». Автор: Павел Леонов.


В Москве в 2005 году в залах Музея наивного искусства к 85-летнему юбилею Павла Леонова была организована персональная выставка его творений. А в 2011, на 91 году жизни художника не стало.

Уникальная манера стилизации и композиционного строения полотен в виде экранов и в сочетании больших и малых форм - вот что отличает работы художника от других мастеров. Специалисты утверждают, что творчество Павла Леонова стало в один ряд с творениями общепризнанных гениев наивного искусства, таких как Нико Пиросмани и Анри Руссо.

«Ярмарка». Автор: Павел Леонов.

«Ярмарка». Автор: Павел Леонов.


«Новогодняя елка». Автор: Павел Леонов.

«Новогодняя елка». Автор: Павел Леонов.


«Урок рисования». Автор: Павел Леонов.

«Урок рисования». Автор: Павел Леонов.


«Русская красавица». Автор: Павел Леонов.

«Русская красавица». Автор: Павел Леонов.


«Концерт». Автор: Павел Леонов.

«Концерт». Автор: Павел Леонов.


«Танец зверей». Автор: Павел Леонов.

«Танец зверей». Автор: Павел Леонов.


«Наивное искусство Павла Леонова.

«Наивное искусство Павла Леонова.


«На Севере». Автор: Павел Леонов.

«На Севере». Автор: Павел Леонов.


«Сергей Есенин». Автор: Павел Леонов.

«Сергей Есенин». Автор: Павел Леонов.


Художник Павел Леонов.

Художник Павел Леонов.


И, как утверждают искусствоведы, художники наивного направления в искусстве просто обязаны жить в глухих провинциях, не имея специального образования и варясь в собственном соку, быть отвергнутыми обществом, дабы сохранить свою уникальную самобытность и не попасть под влияние социума, а тем более по спрос художественного рынка. Как знать, наверняка в этом есть немалая доля правды.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/061018/40705/

Комментариев нет:

Отправить комментарий