Значительная и до сих пор не исследованная часть представленного на выставке архива Анны Лепорской — рисунки, которые показывают, как рождался супрематизм, как он проявлялся в линиях и формах
Название выставки — «Неожиданный Малевич» — более чем оправдывает ее содержание: 117 графических листов, черновики статей, письма — все эти работы и документы, происходящие из подаренного музею архива, ранее не были знакомы специалистам и никогда не экспонировались в таком объеме.
У этого архива драматическая, а во многом даже трагическая судьба. Анна Лепорская, одна из самых преданных и последовательных учениц Казимира Малевича, начала собирать архив еще в 1920-е годы — в 1923–1926 годах она училась и работала в Ленинградском государственном институте художественной культуры (ГИНХУК), в формально-теоретическом отделе у Малевича. Фактически она была его секретарем. В те же годы в ГИНХУКе работал и учился ее будущий муж Николай Суетин, также являющийся одним из наиболее последовательных учеников Казимира Севериновича. Уже в те годы Лепорская и Суетин старались собирать рисунки и записки Малевича, положив начало этому уникальному архиву.
Они сохранили верность учителю даже в самые трагические времена, и оба участвовали в обряде «супрематических похорон» Малевича в мае 1935 года. Николай Суетин исполнил супрематический саркофаг-архитектон и надгробный памятник в виде куба с красным квадратом, поставленный на могиле Малевича в Немчиновке.
Фактически пополнение архива происходило в три этапа. Первоначально это были рисунки, которые Малевич использовал во время своих занятий с учениками в ГИНХУКе. Как рассказала корреспонденту The Art Newspaper Russia Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка и акварели ГРМ, на некоторых листах видны по углам дырки от кнопок — за неимением других учебных пособий и наглядных материалов учитель предлагал ученикам свои работы. Другой этап пополнения архива появился в связи с трагическими событиями: когда в начале сентября 1930 года Казимир Малевич был арестован, многие испугались и постарались избавиться от рисунков опального художника. В те дни Лепорская и Суетин проявили себя как самые преданные его друзья: они не только сохранили то, что уже было у них, но и спасали от уничтожения собранное другими.
Один из первых зарубежных исследователей творчества Малевича Троелс Андерсен описывал со слов Лепорской, как это происходило: «Его друзей охватила паника. Некоторые сжигали рукописи Малевича, однако Анна Лепорская и Николай Суетин буквально выхватывали из огня листы с уже опаленными уголками».
Третий этап сбора рисунков и записей создателя супрематизма начался после смерти художника: его семья передала живописные полотна в Русский музей, рисунки они посчитали не слишком важными предметами, и тогда Суетин и Лепорская забрали их себе. Нина Суетина, дочь Николая Михайловича и воспитанница Анны Лепорской, вышла замуж за сына художника Ильи Чашника, тоже преподававшего в ГИНХУКе, что также способствовало объединению домашних коллекций и архивов.
Но еще при жизни Анны Лепорской, когда имя Малевича уже стало известно во всем мире, его архив начал понемногу разлетаться по разным владельцам.
«Что-то оказалось у Харджиева, который одним из первых начал изучать творчество Малевича еще в 1950-е годы, — рассказала Наталья Козырева. — Он попросил у Анны Александровны для изучения, но потом не вернул их, теперь эти материалы находятся в Стеделейк-музее в Амстердаме».
Часть увез известный собиратель Лев Нусберг, часть Нина Суетина передала в дар Третьяковской галерее (о драматических событиях, предшествовавших этой передаче, рассказывает в своих воспоминаниях Ник Ильин, советник Михаила Пиотровского). Так что архив Лепорской сейчас принадлежит многим. Троелс Андерсен попал к Нине Суетиной в 1960-х годах, она подарила ему несколько рисунков, позже он передал их в Центр Помпиду. После смерти Нины Суетиной в 2016 году ее близкий друг и душеприказчица Раиса Стримайтис выполнила волю Суетиной — передала архив в Русский музей.
Представить рисунки Казимира Малевича из архива, собранного Лепорской и Суетиным, оказалось не очень просто, поскольку большую их часть он выполнил в 1920–1930-е годы, когда материалы приходилось экономить — на многих листах рисунки есть на обеих сторонах. Помогли спонсоры и новые технологии: двусторонние рисунки Малевича выставлены вертикально в специальных витринах с подсветкой, что позволяет видеть обе стороны.
Рисунки и документы на выставке делятся на несколько условных групп. Одна из них — ученические работы, целая стена рисунков Малевича того времени, когда он учился в школе у Федора Рерберга. Еще одна группа — рисунки, которые уже Малевич-учитель предлагал своим ученикам как наглядные пособия. И очень значительная и до сих пор не исследованная часть этого архива — рисунки, которые показывают, как рождался супрематизм, как он проявлялся в линиях, формах, сочетаниях того и другого.
Особенный экспонат выставки «Неожиданный Малевич» — единственная живописная работа «Портрет Анны Лепорской» из собрания ABA Gallery, Нью-Йорк. Традиционно эта работа считалась автопортретом, в таком статусе она была продана из коллекции Нины Суетиной. Но сотрудники Русского музея провели еще одну экспертизу, которая, по их мнению, подтвердила, что портрет выполнил сам Казимир Малевич. Так что по окончании выставки портрет вернется владельцу в совершенно новом статусе.
Во многих из этих графических рисунков-экспериментов отчетливо видны корни будущих живописных полотен, они буквально произрастают из этих коротких и энергичных карандашных штрихов. Фактически эти небольшие картинки стали своеобразным каталогом творческого пути гениального художника.
«Раньше я не видела рисунков Малевича в таком объеме, хотя надо было предположить, что его живописи сопутствовала большая графическая подготовка», — поделилась своими впечатлениями с The Art Newspaper Russia Ирина Антонова, президент ГМИИ им. Пушкина, специально приехавшая на презентацию архива.
По словам Натальи Козыревой, теперь в фондах их отдела собралась определенная азбука супрематизма, которую, конечно, специалистам еще предстоит расшифровать и составить.
К выставке выпущен объемный каталог, в котором впервые опубликованы некоторые рисунки и документы из архива Лепорской. Выставка продлится до 19 января 2019 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий