Из жизни парижан: Картины французского реалиста Фирмена-Жирара, которыми восхищались Репин и Крамской




Франция всегда была центром искусства и культуры. Поэтому художники-новаторы во все времена стремились в Париж в поисках славы и признания. Один из них - Франсуа-Мари Фирмен-Жирар - потрясающий реалист, виртуоз живописи и тонкий психолог, который при жизни покорял сердца не только публики, а и известных коллег-художников. Сам Иван Крамской и Илья Репин были потрясены талантом француза и с восхищением отзывались о его творчестве. Хотя, как известно, истинную похвалу мастеру дождаться от коллег очень сложно.


Мари-Франсуа Фирмен-Жирар (Marie-Francois Firmin-Girard, 1838 – 1921) работал в жанре исторической живописи, пейзажа, портрета. Но, прежде всего, он был, превосходным жанристом, создавшим великолепную галерею картин, посвященных жизни французам. И, что любопытно он, живя в столице, часто обращался к образам сельских жителей, в чем однозначно сказывалось его происхождение.

«Пастушка на опушке леса разжигает костер». (1880 год). Автор: Фирмен-Жирар.

«Пастушка на опушке леса разжигает костер». (1880 год). Автор: Фирмен-Жирар.

Немного о художнике


Фермен-Жирар - знаменитый французский живописец.

Фермен-Жирар - знаменитый французский живописец.


А родился Фирмен-Жирар в 1838 году во Франции в приграничном селении, прилегающем к Швейцарии. Первозданная природа того края настолько была разнообразна и уникальна по своей красоте, что не могла оставить равнодушным будущего художника. На множестве его работ выполнены превосходные пейзажи, чем-то напоминающие ту местность, из которой художник был родом.

«Птичница». Автор: Фирмен-Жирар.

«Птичница». Автор: Фирмен-Жирар.


Мальчишка, имея художественный дар, с раннего детства много рисовал. А в шестнадцатилетнем возрасте он покидает родной дом, чтобы поступить в Школу изящных искусств в Париже. Его учителями были швейцарец, придерживавшийся традиционных тенденций в искусстве, а затем француз - Жан-Леон Жерома - мэтр исторической живописи, что также наложило глубокий отпечаток на творчество будущего художника.

«Японский туалет». (1875 год). Автор: Фирмен-Жирар.

«Японский туалет». (1875 год). Автор: Фирмен-Жирар.


Исторически сложилось так, что конце 1850-х во всех сферах жизни Франции начали приветствоваться и внедряться новые идеи, в том числе и в живописи. Молодые художники-реалисты начали проявлять большой интерес к повседневной жизни французского народа. Из-под их кистей начали выходить работы, отражавшие и быт, и жизнь, как богатых, так и бедных, как городских так и сельских жителей Франции. 

«Набережная с цветами». (1875 год). Эта работа была отмечена бронзовой медалью на Всемирной выставке. А в 2014 году полотно было продано на аукционных торгах за 3 021 000 $.

«Набережная с цветами». (1875 год). Эта работа была отмечена бронзовой медалью на Всемирной выставке. А в 2014 году полотно было продано на аукционных торгах за 3 021 000 $.


«Набережная с цветами». Фрагмент.

«Набережная с цветами». Фрагмент.


Веяние того времени очень сильно повлияло и на творчество Фирмен-Жирара. Картина, с которой дебютировал в 1859 в Парижском Салоне, принесла молодому мастеру первое признание. А через пару лет он занял конкурсное второе место и престижную Римскую премию. Премиальных средств оказалось достаточно, чтобы организовать собственную мастерскую на Монмартре. Вскоре художник стал знаменит и богат. Интерес заказчиков к творчеству живописца был велик в течении всей его длительной творческой карьеры. Из них почти ежегодно на протяжении 30 лет выставлялся в Салоне, где и награждался медалями и удостаивался позитивных откликов не только публики, но и критиков.

 «Воскресенье в Ба-Медоне». Автор: Фирмен-Жирар.

«Воскресенье в Ба-Медоне». Автор: Фирмен-Жирар.


«Воскресенье в Ба-Медоне». Фрагмент.

«Воскресенье в Ба-Медоне». Фрагмент.


О последних годах жизни живописца практически ничего не известно. Он отдал предпочтение тихой жизни в деревне, хотя его живопись по-прежнему пользовалась спросом и хорошо продавалась в столице. Там же он и умер на 83 году жизни.

Русские художники о творчестве французского коллеги.


«Свадебная процессия». (1879 год). Автор: Фирмен-Жирар.

«Свадебная процессия». (1879 год). Автор: Фирмен-Жирар.


«Свадебная процессия». Фрагмент.

«Свадебная процессия». Фрагмент.


Русские живописцы, жившие в одно время с Фирмен-Жираром, по достоинству оценили его творчество. Так, еще совсем молодой Илья Репин, живя в Париже посещал выставки Салона, и имел возможность видеть работы французского художника воочию. Позже он вспоминал: «...В зените своей славы Фирмен-Жерар был изящен, виртуозен и необыкновенно тонок и глубок по технике... И мы не представляли, чтобы искусство могло пойти дальше этого и не реально было сделать что-нибудь ещё лучше.»


 В парижском Салоне за полотно «Обручённые» художник был награжден медалью второй степени.

В парижском Салоне за полотно «Обручённые» художник был награжден медалью второй степени.


А Иван Крамской в переписке с Павлом Третьяковым с восторгом отзывался о полотне «Обручённые»: «У кого так много ума и образованности? Или кто так верно, тонко и окончательно пишет жанр, как Фирмен-Жерар, в его свадебной процессии, идущей из церкви по аллее, усыпанной осенней листвой. Эта вещь, я готов сказать, совершенство в своем роде…».

«Цветочница на Королевском мосту». Автор: Фирмен-Жирар.

«Цветочница на Королевском мосту». Автор: Фирмен-Жирар.


 «В саду». (1875 год). Автор: Фирмен-Жирар.

«В саду». (1875 год). Автор: Фирмен-Жирар.


«Женщина, шьющая в саду». (1875 год). Автор: Фирмен-Жирар.

«Женщина, шьющая в саду». (1875 год). Автор: Фирмен-Жирар.


«Баронесса Маргерит Берну де Роштелле де Дампьер». (1875 год). Автор: Фирмен-Жирар.

«Баронесса Маргерит Берну де Роштелле де Дампьер». (1875 год). Автор: Фирмен-Жирар.


«Возвращение с мессы». (1879 год). Автор: Фирмен-Жирар.

«Возвращение с мессы». (1879 год). Автор: Фирмен-Жирар.


«Возвращение с мессы». Фрагмент.

«Возвращение с мессы». Фрагмент.


«Сбор полевых цветов». Автор: Фирмен-Жирар.

«Сбор полевых цветов». Автор: Фирмен-Жирар.


Как видим, творения Фирмен-Жирара полны жанрового и стилевого разнообразия. Он мастерски писал городские и сельские пейзажи, портреты, исторические и жанровые полотна, затрагивая практически все стили живописи. В его работах прослеживается академизм и импрессионизм, реализм и натурализм, а также ориентализм.

До наших дней дошло немалое наследие художника - более 600 произведений, хранящихся в ведущих галереях Европы и в частных собраниях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий