Вокруг этой скульптуры бушуют нешуточные срасти. /Фото:Фото:James Miles
Весьма драматичные события развиваются сейчас вокруг Британского музея, и связаны они с одной из самых главных его реликвий – идолом Хоа Хакананайя, одним из многочисленных истуканов Острова Пасхи, привезенным в Англию еще в позапрошлом веке. Губернатор острова настоятельно просит англичан вернуть статую коренному населению и со слезами на глазах объясняет, почему именно она так важна для ее народа.
Всего на острове было изготовлено около 900 истуканов, но жители требуют, чтобы им вернули главного - остальные не так важны. /Фото:National Monuments of Chile
Британский музей широко известен своей богатой коллекцией культурных артефактов, привезенных со всех уголков мира. Одной из самых ценных его реликвий считается Хоа Хакананайя, базальтовая скульптура моаи. Несмотря на то, что на Острове Пасхи (Рапануи, Рапа Нуи) было возведено более 900 подобных истуканов, именно Хоа Хакананайя особо почитаем коренными жителями острова, рапануйцами.
Скульптура была приобретена британским судном в 1868 году, после чего капитан Королевского флота Ричард Пауэлл подарил ее королеве Виктории. Монаршая особа, в свою очередь, передала истукана Британскому музею, где он и находится до сих пор.
Теперь же, спустя полтора века, рапануйцы требуют возвращения своей почитаемой реликвии на их родину. Жители Острова Пасхи заявляют, что Хоа Хакананайя хранит в себе души их предков, а сама по себе она олицетворяет Главного Предка. Более того, по их поверьям, предназначение этого истукана – защищать народ Рапануи. Местные жители уверены, что именно Хоа Хакананайя много веков назад помогла остановить ожесточенные внутренние столкновения, возникшие между племенами острова и унесшие множество жизней.
Знаковая встреча с танцами
Заявление о том, что Хоа Хакананайя должна вернуться на остров, сделала губернатор Острова Пасхи Тарита Аларкон Рапу во время визита в Лондон, где делегация Рапануи встречалась с представителями Британского музея. Губернатор призналась, что она впервые увидела идола «живьем» и просто потрясена. «Хоа Хакананайя – это душа нашего народа, и ею владеете вы. Дайте нам возможность вернуть ее!», – заявила она в слезах и, чтобы еще больше разжалобить британцев, добавила: «Моя бабушка прожила 90 лет, она всю жизнь мечтала взглянуть на Главного Предка, но у нее не было такого шанса. Она умерла, так и не увидев его. Хорошо, что хоть я дожила до этого счастливого дня в свои без малого пятьдесят…».
Согласно официальной статистике, 48% жителей Острова Пасхи имеют полное или частичное рапануйское происхождение. Минувшим летом коренной народ получил право на самоуправление (остров входит в состав Чили), так что данное заявление местного губернатора не осталось незамеченным и его даже поддержало чилийское правительство.
Пока встреча в Лондоне не прояснила будущее скульптуры, однако министр наследия Чили Фелипе Уорд все же считает результат переговоров «позитивным».
Уже сам факт того, что рапануйцы приехали в Лондон и им удалось встретиться с представителями музея, знаменателен. Это первый случай, когда Британский музей согласился вступить в диалог с представителями Острова Пасхи на тему определения права собственности на статую.
Во время посещения музея делегация Рапануи устроила ритуальное подношение статуе, а также провела в честь Главного Предка танцевальную церемонию. В общем, всячески демонстрировала серьезность своего отношения к этому божеству.
В качестве выхода из сложившейся ситуации представители Острова Пасхи предложили музею заменить оригинал истукана копией, которую может изготовить их местный художник Бенедикто Туки. Однако ответ британской стороны на это предложение пока не последовал.
Губернатор острова на пресс-конференции возле Британского музея. /Фото:inews.co.uk, Adrian Dennis
Согласно официальной статистике, 48% жителей Острова Пасхи имеют полное или частичное рапануйское происхождение. Минувшим летом коренной народ получил право на самоуправление (остров входит в состав Чили), так что данное заявление местного губернатора не осталось незамеченным и его даже поддержало чилийское правительство.
Пока встреча в Лондоне не прояснила будущее скульптуры, однако министр наследия Чили Фелипе Уорд все же считает результат переговоров «позитивным».
Увидев эту реликвию, губернатор Острова Пасхи прослезилась. /Фото:wordpress.com
Уже сам факт того, что рапануйцы приехали в Лондон и им удалось встретиться с представителями музея, знаменателен. Это первый случай, когда Британский музей согласился вступить в диалог с представителями Острова Пасхи на тему определения права собственности на статую.
Во время посещения музея делегация Рапануи устроила ритуальное подношение статуе, а также провела в честь Главного Предка танцевальную церемонию. В общем, всячески демонстрировала серьезность своего отношения к этому божеству.
Ритуальный танец рапануйцев (Остров Пасхи). /Фото:thevintagenews.com
В качестве выхода из сложившейся ситуации представители Острова Пасхи предложили музею заменить оригинал истукана копией, которую может изготовить их местный художник Бенедикто Туки. Однако ответ британской стороны на это предложение пока не последовал.
Выхода пока нет
Вопрос о возвращении истукана на родину усложняется тем, что Британский музей регулярно сталкивается с аналогичными претензиями, исходящими от представителей самых разных народов мира, ведь ценных артефактов в музее немало. Например, пока открытым остается вопрос возвращения мраморов Парфенона в Грецию и изображений из серии «Бенинская бронза» в Нигерию. Если же Британский музей согласится пойти на уступки Рапануи, этот сенсационный прецедент может активизировать и других «просителей».
Для самих же рапануйцев миссия вернуть домой потерянных идолов может растянуться на долгие годы, ведь их скульптуры-моаи есть и в других музеях мира – например, в Бельгии, Франции, Новой Зеландии, США. Впрочем, остальным музеям пока волноваться не стоит: на данный момент другие истуканы островитян мало интересуют. Именно Хоа Хакананайя, по их мнению, наиболее важна. И хотя известно, что ранее губернатор острова также обращалась в музей Кон-Тики в Осло с просьбой вернуть некие рапануйские артефакты и фотографии, данный факт меркнет перед кампанией по возвращению Главного Предка, на которую брошены все силы.
Возможно, разрешить сложившуюся проблему удастся во время следующей встречи представителей музея и рапануйцев, которую на этот раз планируется провести на Острове Пасхи.
Если Британский музей пойдет на уступки в деле о моаи, ему придется рассмотреть и другие требования - например, о возвращении в Нигерию Бенинской бронзы. /Фото:talkingdrumag.com
Для самих же рапануйцев миссия вернуть домой потерянных идолов может растянуться на долгие годы, ведь их скульптуры-моаи есть и в других музеях мира – например, в Бельгии, Франции, Новой Зеландии, США. Впрочем, остальным музеям пока волноваться не стоит: на данный момент другие истуканы островитян мало интересуют. Именно Хоа Хакананайя, по их мнению, наиболее важна. И хотя известно, что ранее губернатор острова также обращалась в музей Кон-Тики в Осло с просьбой вернуть некие рапануйские артефакты и фотографии, данный факт меркнет перед кампанией по возвращению Главного Предка, на которую брошены все силы.
Возможно, разрешить сложившуюся проблему удастся во время следующей встречи представителей музея и рапануйцев, которую на этот раз планируется провести на Острове Пасхи.
Подробности о британском экспонате
На Острове Пасхи моаи стали появляться в X веке, и изготовление их практиковалось в течение шести столетий. Большинство ритуальных фигур вырублены в крупноблочном базальтовом туфе, добытом из каменоломен местных вулканов.
Статуя, которая экспонируется в Лондоне, имеет все типичные для моаи детали: тучный антропоморфный профиль с массивным подбородком, немножко нахмурившимся выражением лица, схематично изображенным ртом. На тыльной стороне скульптуры вырезаны культовые изображения – птицы острова и ритуальные сцены, связанные с таинственной историей этого места.
Вес фигуры – четыре тонны, высота – около восьми футов, что тоже типично для обычного истукана моаи.
«Хоа Хакананайя» переводится с местного языка как «потерянный (украденный) друг», а само слово «моаи» означает «предок».
На первый взгляд, эта моаи ни чем не отличается от других. /Фото:James Miles
Статуя, которая экспонируется в Лондоне, имеет все типичные для моаи детали: тучный антропоморфный профиль с массивным подбородком, немножко нахмурившимся выражением лица, схематично изображенным ртом. На тыльной стороне скульптуры вырезаны культовые изображения – птицы острова и ритуальные сцены, связанные с таинственной историей этого места.
Вес фигуры – четыре тонны, высота – около восьми футов, что тоже типично для обычного истукана моаи.
Считается, что эти петроглифы на истукане скрывают сокровенные знания. /Фото:James Miles
«Хоа Хакананайя» переводится с местного языка как «потерянный (украденный) друг», а само слово «моаи» означает «предок».
Комментариев нет:
Отправить комментарий