Дамы с чугуном на шее, или как «женские штучки» помогли в борьбе с Наполеоном



Сейчас принято относиться к чугуну с лёгкой усмешкой: он ассоциируется с очень старыми сковородками, заборами при учреждениях и, может быть, гирями. Поэтому словосочетание «ювелирные украшения из чугуна» кажется многим странным. А ведь в своё время на них была настоящая повальная мода, их носили женщины самых разных сословий, и тому были свои причины.




История чугунных украшений начинается в 1804 году, когда в Берлине начал работу Королевский чугунолитейный завод. Вместе с канделябрами и заборами завод начал выпускать медальоны, которые рассматривались как дешёвая замена медальонам из других металлов. Через два года к медальонам научились отливать тонкие узорчатые цепочки. Это позволило расширить рынок: чугунные украшения, благодаря их чёрному цвету, стало возможно продвигать как траурные.

Цепочка из чугуна.

Цепочка из чугуна.


Цепочка из чугуна. Крупный план.

Цепочка из чугуна. Крупный план.

Нам кажется странным, что даже во время траура женщин тянуло украшать себя, но в то время таковы были общественные установки, и показаться прилюдно совершенно без аксессуаров могли себе позволить только низшие слои общества. Может смущать тяжесть подобных изделий — но золотые украшения тоже немало весили. Пожалуй, даже побольше.

Вскоре к цепочкам и медальонам добавились ожерелья, В 1810 году чугунные украшения стали привлекать всё больше внимания покупательниц, потому что в моду вошёл неоготический стиль, и ожерелья из чёрного металла в него хорошо вливались. Тем не менее, чугунные украшения занимали даже меньшую нишу, чем украшения из меди, латуни и бронзы, которые производили для женщин из рабочей среды или крестьянства.

Ожерелье из чугуна.

Ожерелье из чугуна.


Ожерелье из чугуна.

Ожерелье из чугуна.

В 1813 году к России, которая вела войну с Наполеоном, присоединилась Пруссия. Прусская принцесса Марианна призвала своих подданных сдать золотые украшения для финансирования армии и первой показала пример, выйдя в свет в лишь чугунных украшениях с гравировками: «Я отдала золото за железо», «Для благосостояния нашей Родины» или с портретом Фридриха-Вильгельма III Прусского на оборотной стороне украшения. Сдавшие золото дамы демонстрировали пример патриотизма и само собой, закрепляли моду.Вскоре чугуном стали щеголять все прусские дамы. Сдавали даже обручальные кольца, заменяя их стальными. Производство на берлинском заводе резко взлетело вверх, изобретались всё новые и новые узоры, совершенствовалась техника изготовления.

Завод выпускал все нужные дамам украшения, например, серьги из чугуна.

Завод выпускал все нужные дамам украшения, например, серьги из чугуна.


Серьги из чугуна.

Серьги из чугуна.


Серьги из чугуна.

Серьги из чугуна.


После войны дамы вновь перешли на золотые украшения, но к чугуну достаточно привыкли, чтобы он на долгие десятилетия полностью занимал нишу украшений во время траура, которую так пытался завоевать ещё до войны. Выросшие объёмы производства, всё большая популярность путешествий в Европе помогли траурным чугунным украшениям распространиться и в других странах. Например, для многих они прочно связаны с образом Викторианской Англии, в которой вообще была очень развита культура траура. Появились модели, украшенные вставками полированной стали, золотом, серебром, эмалью.

Траурные броши.

Траурные броши.

Во время Первой мировой власти Пруссии снова попытались обратиться за золотом к женщине, но новая война, будучи не освободительной, а наступательной, не встретила такого понимания у дам. Золота собрали очень мало. Да и на чугунные украшения мода давно прошла: они были слишком хрупкими и не годились для ритма нового века, полного движения.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/081118/41213/

Комментариев нет:

Отправить комментарий