В наступившем году широко отметят 500-летие со дня смерти Леонардо и 350-летие — Рембрандта, чествование Тинторетто из Венеции переместится в США, 100-летие Баухауса шествует по миру, а в Лондоне ищут общее у Микеланджело и Билла Виолы
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи. «Прекрасная Ферроньера». 1490. Фото: Musée du Louvre
Лувр, Париж
24 октября 2019 — 24 февраля 2020
Когда речь идет о Леонардо да Винчи, на высокую посещаемость можно рассчитывать и без круглых дат. Но на 2019 год приходится 500-летие со дня смерти главного человека эпохи Возрождения, и готовиться к этой дате начали заранее. Еще в конце минувшего года открылись выставка 30 рисунков в Музее Тейлора в Харлеме и большая экспозиция в Галерее Уффици, посвященная Лестерскому кодексу (1504–1508) — собранию научных заметок о космосе, воде, воздухе и свете, которое Леонардо составил во Флоренции. Она открыта до 20 января и включает как само 72-страничное произведение, владельцем которого является основатель компании Microsoft и филантроп Билл Гейтс, купивший его в 1994 году за $30,8 млн, так и ряд набросков, сделанных итальянским мастером в период создания этого труда.
Благодаря английскому королю Карлу II в коллекции британских монархов находится более 500 рисунков Леонардо, которыми корона щедро поделится с посетителями нескольких выставок. В мае в Букингемском дворце представят 200 работ, в Холирудском дворце в ноябре — 80. Еще 144 рисунка из коллекции Елизаветы II отправятся на 12 выставок в разные города Великобритании — по дюжине на каждую.
Тем временем в Лувре готовят, по словам его директора Жан-Люка Мартинеса, «беспрецедентную» выставку, на которой «одновременно представят самое большое в истории число работ Леонардо да Винчи», включая «Прекрасную Ферроньеру» (1490) и другие картины из коллекции парижского музея. Параллельно, как рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, петербургский музей ведет переговоры с Лувром о возможности показа некоторых произведений Леонардо в российской Северной столице.
А расположенный неподалеку от Парижа в замке Шантийи Музей Конде исследует на предмет авторства одну из самых знаменитых работ своей коллекции — «Мону Ванну», которая может принадлежать руке Леонардо. Рисунок покажут на специальной выставке «Обнаженная Мона Лиза» (1 июня — 6 октября).
«Все Рембрандты Рейксмузеума» и «Рембрандт — Веласкес»
Рембрандт. «Синдики». 1662. Фото: Rijksmuseum
Рейксмузеум, Амстердам
15 февраля — 10 июня 2019, 11 октября 2019 — 19 января 2020
Европейские музеи от Амстердама до Мюнхена приурочат к 350-летней годовщине смерти Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669) разнообразные выставки и мероприятия, посвященные жизни и творчеству нидерландского мастера XVII века. Частную жизнь художника представят на двух выставках: в Доме-музее Рембрандта («Круг общения Рембрандта: семья, друзья и знакомые», 1 февраля — 19 мая) и в Муниципальном архиве Амстердама («Рембрандт в частной жизни», до 7 апреля). Организаторы последней при помощи технологии дополненной реальности с использованием иллюстраций художника оживили документы покровителей Рембрандта и повествование о его финансовых затруднениях. Все произведения художника из коллекции Рейксмузеума, в том числе рисунки, считающиеся слишком хрупкими для постоянного экспонирования, покинут хранилище и отправятся на большую выставку «Все Рембрандты Рейксмузеума», которая откроется в феврале. Осенью за ней последует еще один выставочный блокбастер — экспозиция, посвященная творчеству Рембрандта и другого тяжеловеса XVII века — Диего Веласкеса. А желающие походить по местам Рембрандта могут прогуляться по специально разработанным художественным маршрутам в Амстердаме и Лейдене.
«Билл Виола — Микеланджело. Жизнь, смерть, перерождение»
Билл Виола. Видеоинсталляция «Нантский триптих». 1992. Фрагмент. Фото: Bill Viola Studio / Kira Perov
Королевская академия художеств, Лондон
26 января — 31 марта
Идея первой в истории Королевской академии выставки видеоарта возникла в 2006 году, когда Билл Виола приехал в Лондон. По совету своего друга, арт-дилера Грэма Саузерна из галереи Blain Southern, американский мэтр видеоарта посетил зал гравюр и эстампов в Виндзорском замке, где хранится королевская коллекция рисунков старых мастеров. «Билл больше всего хотел увидеть работы Леонардо да Винчи, с которыми был знаком со времен юности по репродукциям, но в оригинале видел лишь немногие из них. Я же очень хотел, чтобы он посмотрел и Микеланджело, в том числе несколько его „рисунков в подарок“ — это одни из самых изысканных его произведений», — говорит директор отдела рисунков и печатной графики Royal Collection Trust и один из кураторов выставки в Королевской академии Мартин Клейтон. Куратор отметил ряд общих черт в творчестве Виолы и Микеланджело, что, по его мнению, свидетельствует о существовании «живой традиции искусства, которое пытается сделать видимыми и осязаемыми духовные аспекты нашего существования». В результате получилась глубокая и захватывающая, как и любое духовное путешествие, выставка, где соединились 12 больших видеоинсталляций Виолы, 14 графических работ Микеланджело и его же шедевр из коллекции Королевской академии — незаконченное тондо «Мадонна Таддеи», единственная в Великобритании скульптура мастера.
«Тинторетто. Художник ренессансной Венеции»
Тинторетто. «Автопортрет». Около 1588. Фото: Musée du Louvre
Национальная художественная галерея, Вашингтон
10 марта — 7 июля
Вашингтонская Национальная художественная галерея отпразднует 500-летие со дня рождения Якопо Робусти, более известного как Тинторетто. Выставка «Тинторетто. Художник ренессансной Венеции» объединит в себе два блокбастера — «Молодой Тинторетто» и «Тинторетто 1519–1594», которые приедут в США из его родной Венеции. Организованная совместно с Галереей Академии, эта выставка станет первой большой ретроспективой художника в США. В нее войдет почти 50 картин и графика. Кроме того, американский музей готовит еще две выставки: «Рисунок в Венеции Тинторетто» (10 марта — 26 мая), где будут представлены эскизы его предшественников, в том числе Тициана, и последователей, таких как Эль Греко, и «Венецианская печатная графика во времена Тинторетто» (10 марта — 26 мая), посвященная роли офортов и гравюр как источника вдохновения и средства датировки картин Тинторетто.
Баухаус
Члены музыкальной группы Баухауса. 1930 г. Фото: Bauhaus-Archiv Berlin
Различные площадки; полная информация доступна на сайте Bauhaus 100
Когда в 1919 году германский архитектор Вальтер Гропиус основал Баухаус, от женщин поступило больше заявок на поступление в школу авангардного искусства и дизайна, чем от мужчин, поскольку это было первое учебное заведение подобного рода, принимавшее студентов обоих полов. В честь 100-летия основания Баухауса Ангермузеум в Эрфурте посвятил выставку «Девушки Баухауса. От учебы до жизни» (24 марта — 16 июня) четырем художницам, творчество которых связано с этой прославленной школой. И хотя в 1933 году Баухаус закрылся под давлением нацистских властей, его наследие живет. В апреле в Веймаре начнет работу новый Музей Баухауса с постоянной экспозицией «Баухаус родом из Веймара». А в сентябре в Дессау откроется новое здание, возведенное по проекту архитектурного бюро Gonzaléz Hinz Zabala, где расположится обширная коллекция артефактов из коллекции Фонда Баухауса.
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи. «Прекрасная Ферроньера». 1490. Фото: Musée du Louvre
Лувр, Париж
24 октября 2019 — 24 февраля 2020
Когда речь идет о Леонардо да Винчи, на высокую посещаемость можно рассчитывать и без круглых дат. Но на 2019 год приходится 500-летие со дня смерти главного человека эпохи Возрождения, и готовиться к этой дате начали заранее. Еще в конце минувшего года открылись выставка 30 рисунков в Музее Тейлора в Харлеме и большая экспозиция в Галерее Уффици, посвященная Лестерскому кодексу (1504–1508) — собранию научных заметок о космосе, воде, воздухе и свете, которое Леонардо составил во Флоренции. Она открыта до 20 января и включает как само 72-страничное произведение, владельцем которого является основатель компании Microsoft и филантроп Билл Гейтс, купивший его в 1994 году за $30,8 млн, так и ряд набросков, сделанных итальянским мастером в период создания этого труда.
Благодаря английскому королю Карлу II в коллекции британских монархов находится более 500 рисунков Леонардо, которыми корона щедро поделится с посетителями нескольких выставок. В мае в Букингемском дворце представят 200 работ, в Холирудском дворце в ноябре — 80. Еще 144 рисунка из коллекции Елизаветы II отправятся на 12 выставок в разные города Великобритании — по дюжине на каждую.
Тем временем в Лувре готовят, по словам его директора Жан-Люка Мартинеса, «беспрецедентную» выставку, на которой «одновременно представят самое большое в истории число работ Леонардо да Винчи», включая «Прекрасную Ферроньеру» (1490) и другие картины из коллекции парижского музея. Параллельно, как рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, петербургский музей ведет переговоры с Лувром о возможности показа некоторых произведений Леонардо в российской Северной столице.
А расположенный неподалеку от Парижа в замке Шантийи Музей Конде исследует на предмет авторства одну из самых знаменитых работ своей коллекции — «Мону Ванну», которая может принадлежать руке Леонардо. Рисунок покажут на специальной выставке «Обнаженная Мона Лиза» (1 июня — 6 октября).
«Все Рембрандты Рейксмузеума» и «Рембрандт — Веласкес»
Рембрандт. «Синдики». 1662. Фото: Rijksmuseum
Рейксмузеум, Амстердам
15 февраля — 10 июня 2019, 11 октября 2019 — 19 января 2020
Европейские музеи от Амстердама до Мюнхена приурочат к 350-летней годовщине смерти Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669) разнообразные выставки и мероприятия, посвященные жизни и творчеству нидерландского мастера XVII века. Частную жизнь художника представят на двух выставках: в Доме-музее Рембрандта («Круг общения Рембрандта: семья, друзья и знакомые», 1 февраля — 19 мая) и в Муниципальном архиве Амстердама («Рембрандт в частной жизни», до 7 апреля). Организаторы последней при помощи технологии дополненной реальности с использованием иллюстраций художника оживили документы покровителей Рембрандта и повествование о его финансовых затруднениях. Все произведения художника из коллекции Рейксмузеума, в том числе рисунки, считающиеся слишком хрупкими для постоянного экспонирования, покинут хранилище и отправятся на большую выставку «Все Рембрандты Рейксмузеума», которая откроется в феврале. Осенью за ней последует еще один выставочный блокбастер — экспозиция, посвященная творчеству Рембрандта и другого тяжеловеса XVII века — Диего Веласкеса. А желающие походить по местам Рембрандта могут прогуляться по специально разработанным художественным маршрутам в Амстердаме и Лейдене.
«Билл Виола — Микеланджело. Жизнь, смерть, перерождение»
Билл Виола. Видеоинсталляция «Нантский триптих». 1992. Фрагмент. Фото: Bill Viola Studio / Kira Perov
Королевская академия художеств, Лондон
26 января — 31 марта
Идея первой в истории Королевской академии выставки видеоарта возникла в 2006 году, когда Билл Виола приехал в Лондон. По совету своего друга, арт-дилера Грэма Саузерна из галереи Blain Southern, американский мэтр видеоарта посетил зал гравюр и эстампов в Виндзорском замке, где хранится королевская коллекция рисунков старых мастеров. «Билл больше всего хотел увидеть работы Леонардо да Винчи, с которыми был знаком со времен юности по репродукциям, но в оригинале видел лишь немногие из них. Я же очень хотел, чтобы он посмотрел и Микеланджело, в том числе несколько его „рисунков в подарок“ — это одни из самых изысканных его произведений», — говорит директор отдела рисунков и печатной графики Royal Collection Trust и один из кураторов выставки в Королевской академии Мартин Клейтон. Куратор отметил ряд общих черт в творчестве Виолы и Микеланджело, что, по его мнению, свидетельствует о существовании «живой традиции искусства, которое пытается сделать видимыми и осязаемыми духовные аспекты нашего существования». В результате получилась глубокая и захватывающая, как и любое духовное путешествие, выставка, где соединились 12 больших видеоинсталляций Виолы, 14 графических работ Микеланджело и его же шедевр из коллекции Королевской академии — незаконченное тондо «Мадонна Таддеи», единственная в Великобритании скульптура мастера.
«Тинторетто. Художник ренессансной Венеции»
Тинторетто. «Автопортрет». Около 1588. Фото: Musée du Louvre
Национальная художественная галерея, Вашингтон
10 марта — 7 июля
Вашингтонская Национальная художественная галерея отпразднует 500-летие со дня рождения Якопо Робусти, более известного как Тинторетто. Выставка «Тинторетто. Художник ренессансной Венеции» объединит в себе два блокбастера — «Молодой Тинторетто» и «Тинторетто 1519–1594», которые приедут в США из его родной Венеции. Организованная совместно с Галереей Академии, эта выставка станет первой большой ретроспективой художника в США. В нее войдет почти 50 картин и графика. Кроме того, американский музей готовит еще две выставки: «Рисунок в Венеции Тинторетто» (10 марта — 26 мая), где будут представлены эскизы его предшественников, в том числе Тициана, и последователей, таких как Эль Греко, и «Венецианская печатная графика во времена Тинторетто» (10 марта — 26 мая), посвященная роли офортов и гравюр как источника вдохновения и средства датировки картин Тинторетто.
Баухаус
Члены музыкальной группы Баухауса. 1930 г. Фото: Bauhaus-Archiv Berlin
Различные площадки; полная информация доступна на сайте Bauhaus 100
Когда в 1919 году германский архитектор Вальтер Гропиус основал Баухаус, от женщин поступило больше заявок на поступление в школу авангардного искусства и дизайна, чем от мужчин, поскольку это было первое учебное заведение подобного рода, принимавшее студентов обоих полов. В честь 100-летия основания Баухауса Ангермузеум в Эрфурте посвятил выставку «Девушки Баухауса. От учебы до жизни» (24 марта — 16 июня) четырем художницам, творчество которых связано с этой прославленной школой. И хотя в 1933 году Баухаус закрылся под давлением нацистских властей, его наследие живет. В апреле в Веймаре начнет работу новый Музей Баухауса с постоянной экспозицией «Баухаус родом из Веймара». А в сентябре в Дессау откроется новое здание, возведенное по проекту архитектурного бюро Gonzaléz Hinz Zabala, где расположится обширная коллекция артефактов из коллекции Фонда Баухауса.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/6499/
Комментариев нет:
Отправить комментарий