Издавна бытует мнение, что в странах исламского мира изображение живых существ, в том числе, и людей, запрещено религией. Так ли это на самом деле? С одной стороны художникам как бы разрешено изображать живые существа, в том числе себе подобных, а с другой - действительно существует некое вето, ставящее под запрет не то чтобы само искусство портрета, а само отношение к нему. Сегодня хотелось бы пролить свет на эти противоречивые домыслы.
Иранская миниатюра.
Ну, во-первых, когда говорится о табу, то имеется в виду давно сложившиеся традиции в исламском мире, по которым изображение божеств ни в коей мере не допускалось. Во-вторых, также подразумевается запрет на приписывание себе заслуг, которыми художника наградил Всевышний. А это значит, чтобы живописцы ни в коей мере не думали, что «творя своей кистью, вносят что-то особое в портрет того или иного человека», и что будто бы им осталось только «вдохнуть душу в свое творение — и оно оживет».
Иранская миниатюра.
И так - ислам категорически не запрещает живописное воспроизведение образов человека, а всего лишь настаивает на том, чтобы его изображение не было обожествлено. Ибо отношение к образу, как к чему-то святому, действительно - строжайшее табу. В данном случае противопоставить исламу можно христианскую религию с ее золоченными иконостасами и поклонению изображениям святых. В исламской же религии считается, что обожествление человека или животного ведет к идолопоклонству.
Иранская миниатюра.
Что же касается непосредственно Ирана, то еще до введения сюда ислама, здесь широко была распространена традиция изображения в миниатюрах различных сюжетов из жизни правителей и их подданных. Эти сцены часто воспроизводились и в настенной живописи, и в ковроткачестве. А в современном мире и вовсе многие условности изжили себя и многие художники Ближнего Востока отдают предпочтение в своем творчестве портретам. Сегодня хотелось бы остановиться на творчестве двух современных иранских мастеров, создающих гиперреалистическую портретную живопись.
Иман Малеки - гиперреалист с неким национальным уклоном.
Иман Малеки.
Иман Малеки (Iman Maleki) (1976 г.р.) родом из Тегерана. Рисовал с малолетства, а 15-летним подростком поступил в мастерскую Мортезы Катузиана - признанного мастера реалистической живописи Ирана. Позже окончил факультет графики Университета искусств в Тегеране. А 2000 года создал собственную студию, где преподает сам.
Гиперреалистические портреты от Имана Малеки.
В основу своего творчества Иман заложил живописную технику и приемы, разработанные известными европейскими художниками-портретистами позапрошлого века. С 2005 года к художнику пришло не только мировое признание, он стал обладателем премии имени Вильяма Бугро - известного французского портретиста.
Гиперреалистические портреты от Имана Малеки.
Гиперреалистические портреты от Имана Малеки.
Гиперреалистические портреты от Имана Малеки.
Гиперреалистические портреты от Имана Малеки.
Живописные работы Шахразадэ Хазрати с нотками «ню»
Шахразадэ Хазрати.
Шахразадэ Хазрати (Shahrzad Hazrati)(1957 г.р.) — современный иранский художник родом из города Гхорвех. Изначально образование получал в Политехническом университете в Тегеране на факультете архитектуры, а продолжил на факультете изобразительного искусства в университете Ирана, затем Турции, где проживает и по нынешний день.
Живописные портреты от Шахразадэ Хазрати.
В своем творчестве автор мастерски сочетает оригинальные живописные приемы - корпусную объемную живопись, работая над фоном и мягкую пастозную технику при работе непосредственно над образом.
Живописные портреты от Шахразадэ Хазрати.
Живописные портреты от Шахразадэ Хазрати.
Живописные портреты от Шахразадэ Хазрати.
Живописные портреты от Шахразадэ Хазрати.
Работы художника постоянно выставляются в странах Азии и Европы и имеют большой успех среди поклонников и ценителей искусства.
Живописные портреты от Шахразадэ Хазрати.
Как видим, произведения современных иранских художников мало чем отличаются от работ европейских мастеров портрета. И это лишь подтверждает то, что современное искусство выходит за рамки религиозных предрассудков и табу.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170119/41961/
Комментариев нет:
Отправить комментарий