Вандалы в российских музеях: Как портят музейные реликвии и крадут ценные экспонаты



Кражи и порча экспонатов советских и российских музеев происходили всегда, хотя не в таких масштабах, как на западе. И дело не только в недостатке востребованных у фанатичных коллекционеров шедевров. Многие годы при советской власти заслон на границах для вывоза предметов искусства был поставлен довольно прочный, да и после распада СССР контрабандистам легче не стало. Но все равно крадут, продают, калечат все, что плоховато охраняется. А на эффективную защиту у множества музеев средств не хватает. Только в ведении Министерства культуры больше 2 тысяч объектов, сколько еще галерей и хранилищ в других структурах никто не считал. И везде хранятся уникальные предметы.


Самые известные акты вандализма случались в обеих столицах 

Без бронированного стекла облить картину Рембрандта было несложно./Фото: phototass2.cdnvideo.ru

Кислотой залил «Данаю» Рембрандта в 1985 нигде не работающий житель Литвы Бронюс Майгис. Этого мужчине показалось мало, и он еще пару раз полоснул по картине ножом. Нож и банку с серной кислотой Майгис без особых проблем пронес в Эрмитаж. Досмотра сумок в то время, видимо, не было, как и рамок-металлоискателей на входе.

Вначале сам преступник объяснял свои действия политическими мотивами. Позже, возможно, сообразил, что могут дать серьезный срок. Врачи признали вандала невменяемым, изолирован он был в психиатрической лечебнице тюремного типа.

На пострадавшем полотне от едкой жидкости растворилось чуть меньше 30% красочного слоя, а реставрировать ее пришлось 12 лет. Только в 1997 году «Даная» вернулась на место, уже закрытая бронированным стеклом. Но все картины под пуленепробиваемую защиту не спрячешь.



Метким ударом железки повреждено и полотно, и антикварная рама./Фото: cdn-st2.rtr-vesti.ru

На известное полотно Репина «Иван Грозный и его сын Иван» покушались дважды. В 1913 году психически неуравновешенный старообрядец Балашов несколькими ударами ножа исполосовал лица царя и царевича. Преступника поместили в дом для психически больных, картину сняли для реставрации. Над восстановлением работал сам автор, но возвращение первоначального вида не ему не удалось.

Реставрацией занялся Игорь Грабарь, занимавший в то время должность директора галереи. Вернуть «Ивана Грозного…» на место удалось в том же году, но теперь за ним постоянно наблюдали. Однако, через сто с лишним лет внимание к картине ослабили – и на нее снова напали.

Это случилось весной 2018 года. Теперь мужчина в очень нетрезвом состоянии счел художника неверно отразившим исторические события. До закрытия музея оставался час, а буфет все еще работал, и спиртное там наливали. Как заявил сам вандал, от 100 граммов водки что-то на него нашло, и он отправился отстаивать свое мнение о событиях минувших лет и творчестве Репина. В качестве аргумента прихватил столбик от ограждения и врезал по стеклу и раме. Полотно повредили осколки, авторской художественной раме досталось еще больше. Изображения лиц и рук царя и царевича не пострадали, поэтому реставрация центра картины будет чуть легче. Но и предстоящее восстановление оценили в 10 миллионов рублей.

Спиртное из буфетов и металлическую арматуру ограждений, скорее всего, уберут. Но антивандальное покрытие – вещь не простая и недешевая, подготовка охранников требует усовершенствования, да и самих людей не хватает. Даже в музеях федерального значения.


«Бассейн в гареме» Ж.Л. Жерома из Эрмитажа вынесли белым днем 

После кражи картина французского художника стала знаменитой./Фото: g2.dcdn.lt

В 2001 году из Эрмитажа было украдено полотно Ж.-Л. Жерома «Бассейн в гареме». Картина находилась в зале, закрытом в момент похищения для посетителей, поэтому кроме злоумышленников никого в помещении не было. Шнурок перешагнуть труда не составило, холст (размер 73,5х62 см, страховая стоимость – 1 миллион долларов) вырезали ножом из рамы, свернули вчетверо и спокойно вынесли. Когда пропажу обнаружили и перекрыли выходы, было слишком поздно. Запись на видеокамерах получилась плохо различимой, и ничего для поисков похитителей не дала.

Продать картину, показанную по всем телеканалам, не удалось. Но попытки сбыть ее, вероятно, делались – очень уж долго она находилась неизвестно где. Возвращено полотно было только в 2006 году через приемную Зюганова – с приложенной запиской и в самом плачевном состоянии: на сгибах краска осыпалась, холст протерся.

Отреставрированный «Бассейн в гареме» был возвращен в музей в декабре 2009 года – и стал достопримечательностью. В зале с картинами Жерома с тех пор всегда многолюдно.

А в июле 2006 года во время ревизии в Эрмитаже обнаружили пропажу 220 экспонатов (по уточненным данным 226) из фондов хранения. Исчезли ювелирные украшения, иконы, предметы быта с драгоценными камнями, приблизительно оцененные в 5 млн. долларов.

Подозреваемой была сотрудница музея Лариса Завадская, которая умерла в самом начале скандала. Соучастниками преступления сочли ее мужа и сына, однако объяснить схему сбыта вещей они не смогли. Через ломбарды и антикварные магазины самые ценные предметы реализовать было невозможно. 

На сайте Эрмитажа был опубликован список похищенного, благодаря чему некоторые предметы были найдены, возвращены или подброшены. Но большая часть вещей так и не найдена, как не обнаружены большие ценности и денежные средства в семье Завадских.


Самое громкое и таинственное похищение было совершено в ГМИИ им. Пушкина в 1965 году 

У настоящего и экранного похищения шедевра версии разные./Фото: img.vremya.tv

Весной 1965 года с выставки в ГМИИ исчезла картина фламандца Франца Хальса «Святой Лука». Похищение произошло в санитарный день, поэтому обнаружили его только через сутки. По иронии судьбы незадолго до преступления министр культуры СССР Екатерина Фурцева заявила журналистам: «В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят». Действительно, до тех пор таких похищений не было.

Розыск проводился в обстановке особой секретности и под особым контролем Прокуратуры. Проверяли всех иностранных любителей живописи, искусствоведов, антикваров. Следов никаких не было – картина просто исчезла. К делу подключили КГБ, но результатов не появилось.

Вор-дилетант попался по своей неопытности. Денег очень хотелось, старинная картина была украдена до смешного просто – а продать некому. И вот молодой похититель предложил «вещь уровня Рембрандта» хорошо одетому мужчине за 100 тысяч рублей. И снова чудо – элегантный господин оказался сотрудником органов и сообразил, как провести операцию по возвращению картины.

К удивлению сыщиков, преступником оказался помощник реставратора, ранее судимый мелкий жулик. Когда операция по спасению полотна была завершена, оказалось, что оно очень пострадало от хранения в свернутом виде в пересушенном воздухе квартиры похитителя. Реставраторы восстанавливали шедевр 2,5 года, после чего он вернулся в Одесский музей, из которого картина и попала на выставку.

Но этим дело не кончилось – на «Мосфильме» сняли «Возвращение «Святого Луки» с шедевром Хальса в центре сюжета, матерыми преступниками и закрученной интригой. А снялись в увлекательном кино замечательные актеры: Всеволод Санаев, Владислав Дворжецкий, Олег Басилашвили, Екатерина Васильева. Вот эта история спасения шедевра людям и запомнилась.


Наглое ограбление Русского музея в апреле 1999 года 

Известная картина Василия Перова застрахована на $700 000./Фото: svistanet.com

Два бандита разбили молотком окно, прихватили две картины Перова: «Гитарист-бобыль» и эскиз к картине «Тройка» (каждое полотно по $700 тысяч) – и ретировались тем же путем. Сигнализация сработала, но охрана добежать не успела. Грабители прежде совершали нападения на ювелирные магазины, но захотелось чего-то необычного и дорогого. Преступников вычислили и взяли быстро, но сама простота успешного ограбления поражает. 


Поимка вора древнего украшения сокровище не вернула 

Так выглядели фалары древних сарматов прежде, чем вор их расплавил./Фото: magput.ru

В 1971 году из краеведческого музея Ростова-на-Дону похитили золотые бляшки-фалары из кургана сарматского вождя. Грабитель казался опытным: за три минуты он выставил оконное стекло, влез в музейный зал, разбил витрину и забрал семь украшений. Сигнализация сработала, но вор исчез раньше, чем появилась охрана.

На самом деле преступление совершил молодой человек без определенных занятий и криминального опыта. Музейные редкости его не интересовали, ценным казался только драгоценный металл. Вор собирался продать украшения как золотой лом, он уже представлял себе стоимость слитка – 20 тысяч, бешеные деньги! С таким же успехом можно было ограбить ювелирный магазин, но туда было труднее попасть.

Выйти на грабителя удалось через скупщиков золота на черном рынке. Вот только пользы от этого не было: фалары уже были расплавлены. Слиток удобнее носить – не гремит и места меньше занимает. Кусок металла он вернул, а большой срок все равно дали. За что с ним обошлись так сурово, любитель легких денег так и не понял. 
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/251218/41758/

Комментариев нет:

Отправить комментарий