Первая дама Возрождения – такое почетное звание могла бы получить великая художница или муза для творцов той эпохи. Но Изабелла д’Эсте, а именно она уже много веков носит этот титул, не была ни той, ни другой - разве что в качестве произведения искусства она воспринимала собственную биографию, став самой себе источником вдохновения.
Дочь герцога из Феррары – девочка из хорошей семьи
Италия XV века представляла собой территорию, разделенную на отдельные государства со множеством правящих семей. Одной из них и была династия д’Эсте из Феррары. Герцог Эрколе, путешественник и любитель искусства, взяв в жены – не без политических соображений – Леонору Неаполитанскую, оставил после себя блестящее потомство. Каждый из его отпрысков сыграл заметную роль в государственной жизни полуострова, но старшей девочке, Изабелле, была уготована особенная судьба – стать примадонной эпохи Возрождения.
Изабелла д'Эсте. Миниатюра.
Феррара, расположенная в дельте реки По, была преуспевающим и богатым краем, ведь через нее проходила главная торговая артерия полуострова. Но по этой причине земли герцогства находились под постоянной угрозой захвата – распри между итальянскими правителями были в те времена делом обычным. Изабелла с раннего детства узнала тревогу за родной дом, который в спешном порядке приходится оставлять, чтобы переждать сложный период в безопасном месте. А потому всю свою жизнь она будет стремиться любой ценой обеспечивать мир – прежде всего путем заключения родственных, дружеских и деловых связей с соседями и недругами. По этой же, возможно, причине, она до конца своих дней будет стремиться в мир чистого искусства, законы которого ей были ближе, чем нравы, не столь далеко ушедшие пока от средневековых.
Дж. Амброджио де Предис. Портрет Беатриче д'Эсте
Сама Изабелла, по свидетельству современников, отличалась скорее умом и любознательностью, нежели красотой и миловидностью. Она с детства привыкла иметь обо всем собственное суждение и была остра на язык. В отличие от Изабеллы, ее младшая сестра Беатриче считалась красавицей, тоже, впрочем, весьма образованной. Родители обеспечивали девочкам и их братьям лучшее образование и воспитание, какое только могли себе позволить, а позволить себе богатый герцог Эрколе мог многое.
Чтобы укрепить положение герцогства и защитить его независимость, он сделал ставку на выгодные браки своих дочерей, так что Беатриче оказалась замужем за миланским герцогом Лодовико Сфорца по прозвищу «Мавр», а шестнадцатилетняя Изабелла вышла за маркиза Франческо Гонзагу, с которым ей суждено было прожить почти тридцать лет.
Лодовико Сфорца, герцог Милана и зять Изабеллы
Семья и искусство
Брак Изабеллы д’Эсте нельзя назвать счастливым в привычном понимании этого слова – мужа она не любила, да и он предпочитал жене других, по слухам, весьма многочисленных женщин. Тем не менее, править Мантуей, а именно в ней поселилась теперь Изабелла, им вдвоем удавалось на славу. Проводя много времени в военных походах, Франческо оставлял маркизат в ведение жены, и та лишь укрепляла положение Мантуи, верная своему правилу любой ценой поддерживать мир. «Женщина с мужской душой» - называли Изабеллу современники, и муж в этом союзе становился скорее второй скрипкой, настолько большим влиянием и уважением пользовалась она.
Франческо Гонзага, маркиз Мантуи, муж Изабеллы
Главной страстью Изабеллы д’Эсте стало собирание предметов искусства. Она поддерживала связь с самыми именитыми художниками и музыкантами своего времени, часто предоставляя им не только заказы на новые произведения, но и кров. Ее знакомство с Андреа Мантеньей, признанным к концу XV века мастером, привело к написанию портрета маркизы, который, однако, ей не понравился. До нашего времени эта работа Мантеньи не сохранилась, вероятно, потому, что нашедшая себя на портрете некрасивой, Изабелла его попросту уничтожила. Вообще, судя по тому, что одна из самых значимых моделей своего времени представлена всего на нескольких сохранившихся портретах, говорит, по-видимому, о крайне высокой требовательности Изабеллы к конечному результату. До нашего времени дошли несколько изображений примадонны: одно –работы Тициана, посмертное – авторства П.П. Рубенса, а также бюст работы Дж. К. Романо.
Портрет Изабеллы д'Эсте работы Тициана
Особенные отношения связывали Изабеллу и с гением Возрождения Леонардо да Винчи. Входя в ближайший круг зятя Изабеллы, миланского герцога Сфорца, он был знаком и с маркизой из Мантуи. Изабелла приглашала да Винчи жить в ее дворце и просила написать ее портрет – однако великий мастер выполнил лишь набросок в 1499 году, после чего в связи с рядом недомолвок и недоразумений предпочел оставить Мантую.
Набросок, сделанный да Винчи для портрета Изабеллы д'Эсте
Тем не менее, в 2013 году был обнаружен некий портрет, датировка которого совпадает со временем творчества Леонардо, а сходство изображения с наброском является поразительно точным. В настоящее время принадлежность картины кисти да Винчи не подтверждена, предполагается, что ее мог создать по рисунку учителя один из его последователей.
Обнаруженный в Швейцарии портрет, предположительно Изабеллы д'Эсте
У Изабеллы было много детей, но любимым отпрыском стал сын Федерико, дочерей же маркиза недолюбливала, лишь к концу жизни начав уделять им некоторое внимание. Маркиз Гонзага, подхвативший в результате своих похождений сифилис, скончался в 1519 году, и Изабелла стала регентом при девятнадцатилетнем сыне Федерико. Благодаря ее стараниям Мантуя приобрела статус герцогства.
Современники отмечали в Изабелле непримиримость по отношению к соперницам. Даже при нелюбимом муже она не терпела унижения своего достоинства – что стало причиной ее вражды с Лукрецией Борджиа, женой брата Изабеллы Альфонсо д’Эсте, которая состояла в любовной связи с Франческо.
Знаменитая Лукреция Борджиа не пользовалась расположением Изабеллы
Примадонна Ренессанса
Изабелла общалась практически со всеми правителями Италии и с некоторыми королями и императорами других европейских земель, а также с тремя папами римскими. Переселившись в Рим еще при жизни мужа, Изабелла была принята папой Львом X с королевскими почестями – в соответствии со своим статусом первой дамы эпохи.
Изображение Изабеллы на медали
«Кабинет редкостей» маркизы превратился в обширную коллекцию произведений искусства, куда входили картины Мантеньи, Перуджино, Корреджо, Лоренцо Коста. Изабелла заказывала художникам новые шедевры и покупала существующие, порой пускаясь на хитрости, чтобы заполучить их, как в случае со «Спящим Амуром» Микеланджело, который перекочевал из коллекции Борджиа в ее собственное собрание.
Изабелла очень ценила греческие и римские статуи, равно как и изготовленные по канонам античности произведения ее современников.
Замок Святого Георгия в Мантуе
Студиоло д’Эсте, или кабинет, поначалу занимавший одну комнату в замке Святого Георгия в Мантуе, вскоре переехал в Палаццо Дукале, разместившись в нескольких залах дворца. Помимо картин и статуй в собрание входили и другие предметы – в том числе античные монеты, медали, предметы, вырезанные из камней. Но после смерти Изабеллы предметы из ее коллекции стали расползаться по Европе, и кабинет потерял свою целостность. В настоящее время шедевры из коллекции маркизы д’Эсте представлены в разных музеях и частных собраниях.
Портрет Изабеллы работы П.П. Рубенса
В Мантуе, ставшей ей вторым домом, примадонна открыла школу для девочек – возможно, чтобы искупить свое пренебрежение к дочерям.
Изабелла д’Эсте оставила после себя весьма обширное эпистолярное наследие – количество написанным и полученных ею писем превосходит тридцать тысяч. Эта графомания дала возможность исследователям эпохи Возрождения составить представление о самых разных сторонах жизни людей того времени, получить сведения об искусстве, науке, литературе, моде и повседневной жизни итальянцев Возрождения. Живо воспринимая окружающую действительность, живя настоящим, замечая и сохраняя самые ценные свои впечатления, она действительно заслужила право считаться первой дамой Возрождения.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120119/41925/
Комментариев нет:
Отправить комментарий