Что 7-летний мальчик из Новгорода писал и рисовал на бересте в XIII веке



Если современные 7-летние дети почти полностью погружены в мир гаджетов, так что необходимость в письме у них минимальна, в XIII веке, естественно, проблемы были совершенно другого толка. На тот момент на территории России еще не было бумаги, и все записи делались на бересте. А находка в районе Новгорода позволила узнать — чем жили дети того времени.




Береста Онфима под стеклом.

В XIII веке бумага, какой мы знаем ее сегодня — с проклейкой в массе — существовала только в Азии и в Испании, куда ее привезли мавры. На территории России повсеместно использовалась береста — самый доступный материал и один из самых удобных для письма. Берестяные грамоты являются ценнейшим материалом, который позволяет узнать быт средневековых людей и проследить историю восточнославянских языков.




Полная азбука и склады. На другой стороне - — формула «Поклон от Онфима к Даниле», рисунок зверя и подпись «Я — зверь».

Берестяные грамоты обнаружили в районе Великого Новгорода на Неревском раскопе чуть почти 70 лет назад. Еще до этого находили отдельные фрагменты документов, написанных чернилами на бересте, однако находки в 1951 году сразу 9 таких свитков (позже их найдут более тысячи) были другими. Вместо хрупких чернил, надписи на этих документах были нацарапаны, а потому сохранились намного лучше.




Рисунки Онфима.

Целых 12 грамот, найденных в Великом Новгороде, было создано мальчиком по имени Онфим, которому было, судя по всему, 6-7 лет. Он не только писал на берестяной коре, но и рисовал (рисунки не были пронумерованы и зачислены в общее количество грамот). Специалисты выяснили, что все они были созданы примерно в 1234-1268 гг. и сохранились они все вместе потому, что, скорее всего, молодой человек их просто потерял всем скопом.




Бой и поверженный враг.

Так о чем же писал 7-летний мальчик Онфим? Как и нынешние дети, в этом возрасте он обучался грамоте, и потому основная масса его записей — это учебные записи. Однако если современные дети в этом возрасте только идут в школу или заканчивают первый класс, уверенность, с которой Онфим писал свои записи, позволяет специалистам судить, что для него письмо было уже делом привычным. Они три раза полностью выписывает азбуку, а потом пишет слоги из нее.




Донце туеска и расшифровка изображения на нем.

Кроме азбуки, Онфим учится писать разные виды писем. Со словами «Поклон от Онфима к Даниле» парень, видимо, тренировал написание традиционного вежливого письма (специалисты считают, что Данилой мой быть второй ученик, обучающийся грамоте вместе с Онфимом). А с записью фразы «Г(оспод)и помози рабу своему Онфиму» мальчик мог тренировать или свою подпись в письме, или молитву.




Рисунки Онфима.

Кроме тренировки деловой переписки, вроде как составления письма о том, как «Взыскать с Дмитра должки», Онфим также выписывал некоторые фрагменты из Псалтыря и рисовал простенькие рисунки. Вот скачут лошади с воинами в доспехах, их плащи развиваются, стрелы летят, враг поражен в самое сердце. Вот сказочный зверь на четырех ногах, но так как зверь получился не очень реалистично, Онфим подписал картинку — «Я зверь».




Азбука.

В общем, похоже, учиться в школе письму в XIII веке иногда было так же утомительно, как и детям в XXI веке — и маленький Онфим представлял себя то воином, то мощным зверем, где-то в гуще событий, а не за столом, переписывающим в который раз Псалтырь.




Грамота мальчика Онфима: фрагмент рисунка с подписью.

С момента Неревского раскопа археологические работы по поиску грамот не прекращаются и до сегодня. Результаты сильно зависят от того, какой слой раскапывают: иногда находок бывает несколько сотен в год, а иногда вообще ни одной. Некоторые документы люди находят случайно, как например, случилось с грамотой № 463 — ее нашел студент в поселке Панковка в куче земли, которую привезли для облагораживания местного сквера. Или как это было с небольшим фрагментом берестяного документа (№ 612), который один из жителей Новгорода вообще нашел у себя в цветочном горшке.




Онфим изобразил маму и папу.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/280219/42357/

Комментариев нет:

Отправить комментарий