Выставка «Коллекция Курто. Взгляд на импрессионизм» открылась в Фонде Louis Vuitton

Впервые за 60 лет шедевры французских импрессионистов и постимпрессионистов, среди которых работы Мане, ван Гога и Сезанна, вернулись из Великобритании во Францию



Винсент ван Гог. «Автопортрет с перевязанным ухом». 1889. Фото: Courtauld Institute of Art, London

Фонд Louis Vuitton представляет серию выставок, на которых демонстрируются созданные во Франции шедевры импрессионистов и постимпрессионистов, много десятилетий назад осевшие в зарубежных коллекциях. На выставке «Коллекция Курто. Взгляд на импрессионизм» показывают около 100 картин и графических произведений из собрания британского текстильного промышленника Сэмюэла Курто (1876–1947). Среди них — «Бар в „Фоли-Бержер“» Эдуарда Мане, «Игроки в карты» Поля Сезанна и «Автопортрет с перевязанным ухом» Винсента ван Гога.

Курто, потомок французских гугенотов, обосновавшихся в Лондоне в XVII веке, опередил свое время, начав коллекционировать работы таких художников, как ван Гог, Гоген, Мане, Ренуар и Сезанн. Уже в 1920-е годы Курто, разбогатевший на производстве вискозы, мог позволить себе, как рассказывает директор Галереи Курто Эрнст Вегелин, самое лучшее и был постоянным клиентом парижских дилеров. 


Пьер Огюст Ренуар. «Лодка каюк». 1875. Фото: National Gallery, London

Кроме того, Курто учредил специальный фонд для приобретения искусства импрессионизма и постимпрессионизма в государственные коллекции Великобритании. Лондонская Национальная галерея предоставила на выставку в Фонде Louis Vuitton ряд таких произведений, в том числе полотно «Пшеничное поле с кипарисом» (1889) ван Гога, которое в свое время стало первой картиной художника, вошедшей в собрание британского музея.

В 1923 году Курто основал первый в стране центр по изучению истории искусства — Институт искусства Курто и передал ему в дар свою коллекцию и особняк на лондонской Портман-сквер. С 1989 года Институт и Галерея Курто располагаются в особняке Сомерсет-хаус, который сейчас поставлен на реконструкцию стоимостью £30 млн.

Эдуард Мане. «Бар в „Фоли-Бержер“».1882. Фото: The Courtauld Gallery

Выставка «Коллекция Курто. Взгляд на импрессионизм», как отмечает Вегелин, «рассказывает о жизни выдающегося человека… который не только собрал одну из великих коллекций ХХ века, но и радикально изменил общественный вкус в Великобритании». Он сравнивает Курто с Сергеем Щукиным, российским промышленником, чье близкое по тематике собрание было национализировано после Октябрьской революции. Выставка «Коллекция Щукина» оказалась невероятно успешной, и Фонд Louis Vuitton продолжит объединять национализированные и поделенные между Эрмитажем и ГМИИ им. А.С.Пушкина собрания Сергея Щукина и Ивана Морозова. В этом году с Москвы и Санкт-Петербурга начнется серия показов коллекции Ивана Морозова, а осенью 2020 года выставка отправится в Париж. Из-за этих перемещений пространства Галереи искусства стран Европы и Америки ГМИИ опустеют, но ненадолго: летом там выставят шедевры из коллекции Фонда Louis Vuitton — произведения Альберто Джакометти, Жан-Мишеля Баскиа, инсталляции Маурицио Каттелана и Марины Абрамович. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий