Кроме загадочной улыбки знаменитая картина Леонардо да Винчи хранит еще немало секретов. Каково точное время ее создания, кто на самом деле на ней изображен, вписаны ли в зрачок цифры или это только микротрещины? Еще одним из не очень ясных моментов является существование портретов-двойников, на которых эта картина многократно повторяется, только модель изображена обнаженной.
Всего известно около 20 таких полотен. 6 из них написаны примерно в то же время, что и Джоконда, и сделаны, скорее всего, учениками Леонардо. В 2017 году одну из таких работ, нарисованную углем, идентифицировали как рисунок самого великого мастера.
Как появилась обнажённая версия Джоконды
Существование обнаженного эскиза знаменитой картины современных художников и исследователей в принципе не удивляет, ведь для глубокого понимания анатомии человеческого тела рисовать его без одежды просто необходимо. Больше того, иногда начинают изображение со скелета, «обтягивая» его постепенно мышцами и кожей. Всем известно, как скрупулезно Леонардо да Винчи подходил к подобным исследованиям. Поэтому угольный набросок Моны Лизы, скорее всего, вовсе не несет в себе эротического подтекста, а является частью технической работы художника над полотном.
Секрет портрета углём
Рисунок углем, возможно Леонардо да Винчи, ок. 1503 г, Музей Конде
Сделанный углем портрет с 1862 года хранится во Франции в музее Конде. Полторы сотни лет исследователи считали, что его автором не мог быть Леонардо, так как штрихи вокруг головы выполнены правой рукой, а всем известно, что да Винчи был левшой. На этом основании рисунок приписывали его ученику. Однако в 2017 году сотрудники Лувра провели ряд экспертиз и установили, что большая часть произведения сделана все-таки левой рукой. По этому и по другим признакам ученые пришли к выводу, что, с большой вероятностью, набросок действительно нарисовал сам великий мастер.
Сотрудники лаборатории Лувра исследуют нашумевший рисунок
Предполагают, что это был предварительный эскиз. Рисунок почти повторяет «Джоконду», и на нем есть маленькие дырочки, как будто изображение прикалывали на доску и переводили контур перед работой над живописным произведением.
Обнажённые двойники Джоконды
У Джоконды есть обнажённые двойники.
Интересно, что кроме картины Леонардо да Винчи существует целый ряд работ, которые являются обнаженными двойниками «Джоконды». Их приписывают ученикам итальянского мастера. Известно, что в Милане да Винчи создал свою мастерскую-школу, где его подопечные не только занимались непосредственно живописью, но также помогали мастеру в исследованиях. В результате целый ряд художников той эпохи в своем творчестве явно повторяли манеру Леонардо, вплоть до подражательства.
Копия обнаженной Джаконды.
Этот феномен даже получил название «Леонардески». Так слегка насмешливо называют художников, стиль которых явно испытал влияние великого гения: живописная техника сфумато (мягкое, слегка размытое изображение), вьющиеся локоны, двусмысленная улыбка, миндалевидные глаза и т.п. Часть этих мастеров в свою очередь также создали великие полотна, некоторые лишь подражали Леонардо.
Наиболее известные обнаженные версии «Джоконды», принадлежащие кисти его учеников и неизвестных художников XVI века
Из 20 картин, похожих, как будто они написаны с одной натуры, 6 признаны наиболее ценными с художественной точки зрения. Все полотна были созданы примерно в то же время, что и картина Леонардо да Винчи. Единственным важным отличием в позе является поворот головы – она изображена в фас, а не в три четверти. Существование этих множественных обнаженных портретов породило легенду о «голой Джоконде», с которой они, якобы, были списаны. До сих пор, однако, подобной работы Леонардо да Винчи найдено не было. Поэтому пока «Донна Ванна», «Прекрасная Габриэль», «Джоконда Нуда», «Мона Ванна Нуда» и другие подобные картины хранят свои тайны. Кстати одна из них, - «Донна Нуда» кисти неизвестного художника, хранится в Эрмитаже.
Как учёные определяли авторство картин Вообще, творчество Леонардо да Винчи и его учеников вызывает у современных исследователей настоящие проблемы с идентификацией. Дело в том, что многие из них настолько восприняли художественные приемы и манеру своего учителя, что отличить их работы теперь становится просто сложно, тем более, что написаны они все в одно время и практически в одной мастерской. Более того, любимый ученик Мельци под конец жизни стал настоящей «живописной рукой» Леонардо.
«Флора» кисти Мельци и «Святое семейство» неизвестного художника ранее приписывались Леонардо да Винчи
Кардинал Луиджи Арагонский описал в своих воспоминаниях, что седовласый старик да Винчи уже не мог работать из-за паралича левой руки, и его миланский ученик творил под руководством Леонардо так хорошо, что его работу нельзя было отличить от кисти великого мастера. Так, «в соавторстве», Мельци создал несколько картин, которые долгое время приписывались его учителю. Например, «Коломбина» из Эрмитажа или «Флора», которую Николай I выкупил у голландского короля за огромные деньги. А картина «Святое семейство», которую Стендаль считал лучшим из полотен Леонардо, современные ученые приписывают неизвестному подражателю.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070319/42440/
Комментариев нет:
Отправить комментарий