Судьба порой подбрасывает весьма неожиданные ситуации, и один, казалось бы, тривиальный и незначительный момент может круто изменить жизнь. Именно такой случай произошёл в апреле 1871 года во французской столице времён Парижской Коммуны. Если бы не одна случайная встреча, то мир никогда не увидел бы шедевры одного из великих французских импрессионистов - Пьера Огюста Ренуара.
История началась в 1870 году, после поражения и капитуляции французской армии во время франко-прусской войны и распада Второй империи императора Наполеона III.
Пьер Огюст Ренуар.
Прусская армия начала четырехмесячную осаду Парижа в сентябре того же года. После подписания мирного договора выборы привели к формированию нового правительства, которое стало известно под названием Третьей французской республики.
«Резервисты» Пьер-Жоржа Жаннио, 1870 (скан оригинальной картины)
Рабочий класс Парижа, чьи политические убеждения были, мягко говоря, гораздо менее консервативными, чем у французских граждан, проживающих в других частях страны, опасался, что новое правительство, в состав которого войдут роялисты, снова приведет к воцарению монархии.
Недавно сформированное французское правительство, почувствовав опасность восстания, направило дополнительные силы в Париж, чтобы разоружить Национальную гвардию, армию добровольцев, состоявшую в основном из парижского рабочего класса (к слову говоря, пушки и другое оружие были захвачены французским правительством).
Баррикада на улице Вольтера, после ее захвата регулярной армией, май 1871
Именно тогда члены Национальной гвардии начали бунтовать, сражаясь с французской армией за контроль над правительственными зданиями и вооружением. Коммуна, радикальное правительство, созданное парижскими революционерами, захватила город 18 марта 1871 года.
Через несколько дней произошла вторая осада Парижа, на этот раз французской армией. В течение двух недель французское правительство и жители Парижа боролись за контроль над городом.
Революционные подразделения Национальной гвардии ненадолго захватили Отель де Виль 31 октября 1870 года, но в итоге восстание не удалось.
После крупного поражения временная Национальная гвардия была просто не в силах противостоять правительственным войскам, и восстание было подавлено - боевые действия закончились 28 мая 1871 года.
Одной из потенциальных жертв во время печально известного штурма Парижа был не кто иной, как Пьер Огюст Ренуар. Прекрасным апрельским днем 1871 года Ренуар установил мольберт и начал рисовать Сену.
Пьер Огюст Ренуар, примерно 1910
Представители Национальной гвардия обратили на это внимание. Подозревая, что Ренуар был шпионом, который тайно планировал стратегию расположения войск противостоящей стороны (т. е. французской армии), они взяли несчастного художника под стражу.
Не обращая внимания на крики пожилой женщины, которая наблюдала за происходящим, и умоляла солдат немедленно утопить «предателя» в Сене, патрульные вместо этого привели Ренуара в близлежащую ратушу, собираясь расстрелять его.
Танец в Ле Мулен де ла Галетт (Бал в Ле Мулен де ла Галетт), 1876
Казалось, это конец... но вмешалась судьба, причем так, чего меньше всего можно было бы ожидать — казнь предотвратил Рауль Риго, безжалостный революционер, который руководил местным отделением Национальной гвардии во время Коммуны.
Оказывается, двух мужчин связывала необычная история. Несколькими годами ранее Риго был в бегах, скрываясь от полиции Наполеона III. Голодая и нуждаясь в укрытии, он случайно столкнулся с художником посреди леса Фонтенбло и попросил о помощи.
Рауль Риго, фото 1871 года
Ренуар, который проникся сочувствием к истории Рауля, не отвернулся от беглеца. Он отдал халат отчаявшемуся мужчине и протянул ему палитру, чтобы случайные прохожие думали, что это его коллега-живописец. Он прятал Риго в течение нескольких недель. Теперь же настала очередь Риго вернуть услугу. Узнав в пленнике человека, который спас ему жизнь, Риго поручился за Ренуара и приказал освободить его.
«Завтрак гребцов», картина Пьера Огюста Ренуара, 1880–1881
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/010319/42377/
Комментариев нет:
Отправить комментарий